Что такое бездействие должностного лица

Статья за бездействие должностных лиц

что такое бездействие должностного лица
. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства Утратила силу с 15 сентября 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 23-ФЗ.

нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

1.

В суде могут быть оспорены как единоличные, так и коллегиальные действия (бездействие), решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых: — нарушены права и свободы гражданина; — созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; — на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом.

Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 6. Согласно правилам, закрепленным в ст. 398 ГПК РФ, заявителями по этим делам могут также выступать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации.

Что такое халатность должностного лица и чем она чревата для окружающих?

Если такое стечение условий наступает, то говорят о халатном взгляде человека на вмененные должностные функции.

8 (812) 309-53-42 (Санкт-Петербург) 8 (800) 333-45-16 доб. 196 (звонок бесплатный для всех регионов России) А теперь несколько слов про состав преступления служебной халатности.

В зависимости от сферы деятельности, можно выполнить классификацию халатности по виновнику, представленную ниже. И начнем мы с халатности сотрудников полиции, судебная практика по которой весьма обширна.

Полицейские, находясь на страже интересов общества и отдельных граждан не имеют право на пренебрежение своими обязанностями, которое в большинстве случаев заканчивается трагично, в частности: Далее мы поговорим о том, что это такое, халатность социальных сотрудников (работников), которая не менее распространена, чем халатность врачей и сотрудников полиции.

Ввиду наличия схожих характеристик преступлений, в тексте уголовного кодекса последовательно размещены ст.292 «Служебный подлог» и ст.293 «Халатность», характеризующиеся:

  • нанесением ущерба государственной службе или власти;
  • ответственностью должностного лица за совершенное деяние;
  • несоблюдением предписанных и вмененных обязанностей.

Далее мы расскажем о том, какова ответственность за халатность должностного лица.

В обоих случаях в качестве дополнительного наказания может быть вменен запрет на профессиональную деятельность в течение ограниченного периода времени.

  • За неприятие мер к предотвращению побега из СИЗО г. Москвы и нанесение ущерба государственной собственности, надзирателю установили штраф в 10000 рублей.
  • За гибель нескольких людей при обрушении здания в г. Саратове два руководящих работника строительной организации осуждены на 7 и 5 лет.

О том, можно ли привлечь за халатность бывшего сотрудника, читайте напоследок.

О еще одном случае халатности и должностной преступности расскажет следующее видео: Халатность является уголовно-наказуемым проступком, с различной степенью тяжести: Следовательно, привлечение бывшего сотрудника, если будет доказана его должностная небрежность, приведшая к ущербу или смерти человека, может произойти в течение 2-х или 6-ти лет после происшедшего соответственно.

Помните, халатность — это должностное преступление. И меры наказания за него весьма суровы.

рублей.

В таким правам и благам относятся: жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни и т.п., 2) что в результате бездействия администрации вы понесли физические или нравственные страдания.

То есть само по себе отсутствие ответа от администрации на ваше обращение не означает автоматического присуждение в вашу пользу какой-либо суммы компенсации морального вреда.

Из этого следует, что моральный вред подлежит доказыванию.

Статья 293 УК РФ

Новая редакция Ст.

293 УК РФ 1.1. То же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, — 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, — 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — Примечание.

Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным — семь миллионов пятьсот тысяч рублей. 4. Субъективная сторона халатности характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. 5. Субъектом преступного посягательства может быть только должностное лицо (см.

п. 5 — 5.6 коммент. к ст. 285). 7. Особо квалифицированный состав халатности (ч.

3) предусматривает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц. 8. Простая халатность — преступление небольшой тяжести, квалифицированная и особо квалифицированная — средней тяжести.

Помощь: Бездействие должностного лица (статья 425 Уголовного кодекса)

. Превышение власти или служебных полномочий (статья 426 Уголовного кодекса) БЕЗДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА (СТАТЬЯ 425 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА).

ПРЕВЫШЕНИЕ ВЛАСТИ ИЛИ СЛУЖЕБНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ (СТАТЬЯ 426 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА) Прежде чем перейти к анализу состава уголовного преступления и судебной практики по обозначенному направлению, хотелось бы напомнить, что в настоящее время вступил в силу Закон РБ от 20.07.

2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон).

Данный Закон включает ряд новелл, которые влияют и на вопросы привлечения к ответственности лиц, приравненных к государственным должностным лицам.

Бездействие должностного лица Судебная практика показывает, что к уголовной ответственности за бездействие должностного лица привлекаются как представители власти, так и иные должностные лица, указанные в ст.4 УК. Законом при совершении обоих преступлений (ст.424 УК и ст.426 УК) предусмотрено наступление одинаковых последствий — причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Чтобы установить, является ли выход должностного лица за пределы прав и полномочий явным, следует сопоставить компетенцию должностного лица с совершенным деянием.

В качестве примера из судебной практики приведем следующее дело. Заместитель директора ОАО Р. в нарушение устава ОАО издавал приказы об оплате обучения своих детей в высших учебных заведениях, на что было истрачено 63 814 000 руб.

Органы предварительного расследования квалифицировали содеянное по части третьей ст.210 УК как хищение имущества, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий. Государственный обвинитель переквалифицировал в суде действия Р.

на часть вторую ст.426 УК. Из смысла ст.426 УК явствует, что какому бы то ни было должностному лицу ни при каких обстоятельствах нельзя совершать насилие, мучительные или оскорбляющие личные достоинства потерпевшего действия, применять оружие. насилия как квалифицирующего признака превышения власти включает любые формы причинения вреда здоровью потерпевшего.

Источник: http://razvodved.ru/statja-za-bezdejstvie-dolzhnostnyh-lic-72254/

Обжалование действий должностных лиц

что такое бездействие должностного лица

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

​Должностное лицо – представитель власти, который в пределах своей компетенции вправе осуществлять определенные действия и принимать решения, обязательные для граждан и организаций.

Как обжаловать действия должностных лиц? Законодательство предусматривает возможность любого лица, чьи прав и интересы нарушены незаконными действиями должностного лица, обжаловать (оспорить) такие действия и компенсировать причиненный вред.

На практике подача жалобы обычно происходит по причине осуществления должностными лицами действий, которые:

  • незаконны, в том числе выходят за пределы компетенции (полномочий) представителя власти;
  • влекут за собой издание незаконного решения;
  • связаны с неправомерным причинением вреда (материального, морального, здоровью и жизни) либо влекут иные негативные последствия, нарушающие законные права и интересы.

В большинстве случаев противоправные действия должностных лиц осуществляются ими в рамках определенных процедур или процессуальных правил, и они незаконны либо сами по себе, либо по причине выхода за пределы компетенции представителя власти (превышение полномочий).

Подача жалобы – один из наиболее простых вариантов защиты. Кроме того, принятое по жалобе положительное решение (ее удовлетворение) – основание для применения других мер защиты и возмещения вреда.

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

Существуют три основных формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц:

  1. В порядке подчиненности. Жалоба подается на имя руководителя должностного лица или в вышестоящую по отношению к нему инстанцию, если обжалуемое действие было санкционировано руководством или согласовано с ним.
  2. В порядке административного искового судопроизводства. В этом случае готовится не жалоба, а административный иск, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражем – согласно правилам подсудности.
  3. В порядке прокурорского надзора. Жалоба может быть направлена в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Это универсальный вариант, и при определенных условиях прокуратура вправе самостоятельно обратиться в суд с иском в защиту гражданина.

Основные правила подготовки жалоб

Жалобы подаются либо в порядке подчиненности, либо в прокуратуру. При этом можно придерживаться одинаковых правил подготовки заявления.

Жалоба должна содержать:

  1. Наименование инстанции, куда она подается – данные руководителя должностного лица, его должность, наименование органа.
  2. Данные заявителя (ФИО, адрес, контактная информация).
  3. Название документа – «заявление об оспаривании действий (решения, бездействия) должностного лица».
  4. Подробное описание нарушения – что именно обжалуется, как это нарушает права и интересы заявителя, какие именно нормы нарушены (ссылки на статьи, положения нормативно-правовых актов), какие негативные последствия для заявителя влечет нарушение и другие имеющие отношение к делу сведения. Если нарушений несколько целесообразно каждое рассматривать отдельно.
  5. Резюмирующие выводы.
  6. Требования заявителя, например:
  • признать такие-то (указать какие именно) действия, такого-то (ФИО, должность, место работы) должностного лица незаконными;
  • принять меры к устранению нарушения (можно конкретизировать, какие именно решения (действия), по мнению заявителя, должны быть приняты).

Жалобы готовятся строго в письменном виде, но могут быть направлены как в обычном виде (лично, почтой, представителем), так и электронном. Сервисы электронной подачи жалобы есть на официальных сайтах соответствующих органов власти. Здесь же можно посмотреть и изучить подробно информацию об особенностях обращения в конкретную инстанцию – такие сведения обязательны для публикации.

К жалобе можно, а иногда и нужно, прикладывать документы и другие материалы, подтверждающие ее обоснованность и информацию, на которую заявитель ссылается в заявлении.

Административные иски

Для судебного рассмотрения жалоб предусмотрен специальный административно-судебный порядок. И, по сути, речь идет об обычном судебном процессе с участием истца (заявителя) и ответчика (должностного лица), действия которого обжалуются.

При подготовке иска особое внимание следует уделить его содержанию (ст. 125 КАС РФ):

  1. Наименование суда.
  2. Данные об истце и ответчике.
  3. Описание нарушения.
  4. Сведения о решении вопроса в порядке подчиненности, если такая жалоба подавалась.
  5. Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования, если он обязателен. Например, для урегулирования спорных ситуаций с налоговыми органами и их должностными лицами такой порядок предусмотрен, и, в принципе, он повторяет процедуру обжалования в вышестоящую инстанцию.
  6. Конкретные требования к ответчику и ходатайства перед судом. Требования должны соответствовать характеру заявления и, в частности, могут иметь следующие формулировки (конкретизируются индивидуально):
  • признать изданный акт полностью или в части не действующим;
  • признать полностью или в части действие (решение, бездействие) незаконным;
  • обязать ответчика принять определенное решение (осуществить определенные действия) для устранения нарушений, являющихся предметом обжалования;
  • обязать ответчика воздержаться от определенных действий;
  • установить наличие (отсутствие) у конкретного лица и (или) органа власти полномочий, исходя из которых было осуществлено обжалуемое действие или принято решение.

К заявлению прикладываются документы и другие материалы в подтверждение иска и требований, а также подтверждающие те сведения (факты), на которые истец ссылается.

Скачать административный иск на действия должностного лица (образец)

Помощь юриста в подготовке жалобы/иска >>

Некоторые нюансы обжалования действий должностных лиц

Обжаловать можно только такие действия должностных лиц, которые одновременно:

  • незаконны – нарушают закон или выходят за пределы компетенции должностного лица;
  • нарушают права, интересы, свободы заявителя.

Писать жалобу на действия, которые кажутся заявителю несправедливыми, нет смысла. Но если они при этом незаконны – то можно.

Жалоба должна быть подготовлена заявителем лично (от своего имени) и касаться таких нарушений, которые затрагивают его права и интересы. Это правило не распространяется на иски прокуратуры и ее представления по поводу устранения нарушений.

Обжалование требует определенной юридической подкованности, поскольку заявление должно быть составлено грамотно, со ссылками на законы, ведомственные и другие нормативные акты, логично подводить к выводу о незаконности действий должностного лица. Если с этим есть сложности, целесообразно воспользоваться юридической помощью – проконсультироваться, выработать правовую позицию и заказать подготовку жалобы.

Одной жалобы, как правило, недостаточно, чтобы сделать категоричный вывод о законности или незаконности действий должностного лица. Исключение – очевидные нарушения. Поэтому стоит заранее подготовить доказательственную базу и приложить к заявлению соответствующие материалы.

Если каких-то материалов недостает, необходимо в любом случае сослаться на них в жалобе и указать источники их получения (истребования).

Поскольку рассмотрение жалобы предполагает проведение проверки, а в суде – личного присутствия и участия сторон, то изучаются все имеющие отношение к делу обстоятельства.

Если вам требуется помощь в составлении жалобы на действия должностного лица, то наш дежурный юрист онлайн готов ответить на все ваши вопросы.

Источник: https://law03.ru/society/article/obzhalovanie-dejstvij-dolzhnostnyx-lic

Халатное отношение к должностным обязанностям: понятие и виды, наказание за неисполнение работы

что такое бездействие должностного лица

Каждую работу необходимо выполнять качественно, используя при этом все необходимые знания и умения.

Если же человек наплевательски относится к собственным должностным обязанностям, в этом случае речь идет о халатности.

Данное понятие не следует путать с ошибкой, которая может быть совершена по причине независящих от работника обстоятельств.

Халатность, несмотря на то, что в ее признаках нет умысла, все же считается преступлением, за которое полагается наказание. Причем, чем серьезнее последствия, тем более строгими будут санкции.

Понятие и характеристика

  1. Халатность — что это такое?
  2. Халатностью принято считать ненадлежащее выполнение (или невыполнение) работником своих должностных обязанностей.
  3. Это преступление, за которое виновному придется понести наказание.

Однако, это происходит лишь в том случае, если данная ситуация повлекла за собой определенные последствия, нарушающие права третьих лиц. Это могут быть материальные потери потерпевшего, либо причинение вреда его здоровью и жизни.

Понятие преступной халатности, а также степень ответственности за нее регулируются на законодательном уровне, и чем серьезнее наступившие негативные последствия, тем более тяжелое наказание предстоит понести виновному.

Состав и участники

Халатность, как и любое другое правонарушение, имеет субъективную и объективную сторону.

Непосредственным объектом является недобросовестное исполнение лицом своих должностных обязанностей.

Дополнительным — интересы третьего лица, пострадавшего в данной ситуации. Это могут быть материальные ценности, личная информация, которая в результате халатных действий была обнародована и это повлекло неблагоприятные последствия для потерпевшего, а также жизнь и здоровье третьих лиц.

Кроме того, важно понять, имел ли сотрудник реальную возможность качественно выполнить свою работу, или неблагоприятные последствия наступили в результате независящих от него причин.

Субъектом противоправного деяния считается ответственный работник, который в результате собственной невнимательности или других неуважительных причин не осуществляет свою деятельность должным образом.

При этом данный сотрудник не имел какого-либо умысла, предполагающего причинение вреда другим людям. Однако, в силу определенных факторов, этот сотрудник не предпринял каких-либо действий, чтобы предотвратить наступление неблагоприятной ситуации.

Также о правонарушении данного вида следует говорить в тогда, когда работник не предвидел опасности, но произошло это только от его невнимательности.

Сторонами преступления считается, непосредственно, сам преступник, то есть субъект, а также потерпевший — человек, которому был нанесен моральный, материальный или физический вред.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как избавиться от долгов у судебных приставов

Классификация и формы

Чтобы определить меру ответственности за совершенное правонарушение, его необходимо предварительно классифицировать. Для этого существуют различные критерии. Так, в зависимости от профессиональной деятельности субъекта преступления, выделяют следующие формы:

  1. Служебная, при которой субъектом правонарушения являются государственные служащие, чиновники, лица, занимающие высокие посты в системе государственного управления.
  2. Должностная, где субъект — лицо, занимающее руководящую должность в том или ином предприятии, имеющее определенные полномочия.
  3. Профессиональная, когда субъектом выступают люди, выполняющие те или иные профессиональные обязанности. Это могут быть работники образовательных, медицинских, финансовых, производственных и социальных учреждений, органов правопорядка.

Отдельно следует поговорить о профессиональной халатности, так как этот вид считается наиболее распространенным. Здесь следует учитывать тот факт, что субъектом преступления могут являться только лица, имеющие определенную квалификацию.

Неквалифицированные сотрудники, не имеющие определенного круга обязанностей и полномочий, не могут совершить данное противоправное деяние, так как их деятельность не отображается на документальном уровне.

В зависимости от действий субъекта, приведших к возникновению неблагоприятных последствий, принято выделять следующие разновидности преступной халатности:

  1. Невыполнение необходимых действий для предотвращения развития опасной ситуации.
  2. Невнимательность, наплевательское отношение к собственной деятельности.

Например, если представитель органов правопорядка не отреагировал должным образом на поступивший сигнал, и в результате этого было совершено правонарушение, такие действия, а точнее, их отсутствие, признают противоправными.

Либо, медицинский работник, стараясь получить максимальную финансовую выгоду, ведет прием слишком большого числа пациентов, не уделяя должного внимания каждому из них, что привело к ошибкам в постановке диагноза, назначении лечения, и как следствие, ухудшению здоровья пациента.

Опасные последствия

  • Понятие халатности всегда указывает на то, что ненадлежащее выполнение сотрудником своих обязанностей влечет за собой наступление нежелательных последствий, которые причиняют вред третьим лицам.
  • Если таких последствий нет, то не определен и состав преступления, а значит, применить к нерадивому работнику те или иные санкции невозможно.
  • Наиболее распространенными последствиями халатной преступности считаются:
    1. Материальный ущерб.

      Размер финансового вреда может быть различным, от незначительного, до особо крупного (свыше 5 млн. рублей).

    2. Отрицательные последствия для здоровья человека.
  1. Гибель одного или нескольких человек. Халатность, повлекшая по неосторожности смерть.

  2. Разглашение секретной личной информации, что повлекло за собой причинение морального или материального вреда потерпевшему.
  3. Сокрытие важных обстоятельств, относящихся к другим должностным преступлениям.

Характерные признаки

Данное правонарушение имеет свои характерные признаки и особенности, которые делятся на объективные и субъективные. Это:

  1. Некачественное исполнение работы.
  2. Причинение вреда другим людям и нарушение их интересов.
  3. Связь противоправного деяния и негативных обстоятельств, наступивших за ним.
  4. Отсутствие преступного умысла.То есть, если работник, плохо выполняющий те или иные функции, не желал наступления негативной ситуации, но, предвидел такую возможность и не предпринял никаких действий по ее предотвращению.

Кто подлежит ответственности?

Наказание за назначают тем лицам, которые ненадлежащим образом выполняют работу, если это привело к причинению вреда третьим лицам.

При этом важно принять во внимание, что санкции могут быть применены только к тем работникам, в функции которых входит выполнение тех или иных действий (это должно быть прописано документально, например, в служебной инструкции).

Если же доказано некачественное выполнение работы, которая не входит в круг обязанностей данного лица, это не считается халатностью.

Ответственность за невнимательное отношение к собственной деятельности применяется к следующим группам лиц:

  1. Государственные служащие, люди, занимающие посты в управленческой структуре государства.
  2. Руководители организаций, в функции которых входят организационная, управленческая, материально-хозяйственная деятельность в той или иной организации.
  3. Квалифицированные работники, например, учителя, врачи, инженеры, сотрудники служб правопорядка.

Проблемы квалификации

Чтобы отнести существующую ситуацию к разряду преступной халатности, она должна включать в себя определенные квалифицирующие признаки. Прежде всего, это:

  1. Ущерб потерпевшему.
  2. Отсутствие преступного умысла. Правонарушение, квалифицируемое как халатность, всегда совершается без определенных намерений. То есть субъект, хоть и предвидит возможность наступления неблагоприятных последствий, не желает этого.Если же имеет место умысел, то есть совершение определенных противоправных действий в профессиональной сфере, направленных на причинение вреда третьим лицам, такое правонарушение будет иметь уже другую квалификационную принадлежность (например, злоупотребление служебным положением, подлог с целью извлечь материальную выгоду).

Имеют большое значение и другие важные моменты. Так, избежать наказания виновный может в тех случаях если:

    1. Доказан факт давления на должностное лицо. То есть, человек не выполнял свои прямые обязанности, например, вследствие шантажа, угрозы расправой.
  1. В перечень обязанностей данного работника не входили те или иные функции, которые он все же выполнял ненадлежащим образом.
  2. Служащий имеет недостаточно опыта или слишком низкую квалификацию для выполнения тех или иных обязанностей.
  3. Наличие объективных обстоятельств, которые мешали сотруднику качественно выполнять свою работу.

Кроме того, важно отличать халатность от других преступлений. Прежде всего, от нарушения в сфере охраны труда. Так, халатностью признается ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей лицом, имеющим достаточную квалификацию.

Преступления в сфере охраны труда могут быть совершены любым работником организации. Халатность отличается и от должностного проступка.

Так, если первый вариант всегда сопровождается наступлением негативных последствий, то проступок — это сам факт ненадлежащего выполнения обязанностей, даже если это никому не причинило вреда.

Понятие нарушения, перечень лиц, подвергающихся наказанию, а также наказание, применяющееся за совершение подобных противоправных деяний, прописаны в ст. 293 УК РФ.

Данная статья имеет 3 части, в каждой из них рассматривается тот или иной вид данного преступления.

Наказание и санкции

Конечно, наказание должно быть соразмерно тяжести совершенного преступления.

Применяют различные виды санкций:

  • материальная ответственность в форме штрафа. Размеры взысканий могут быть различными;
  • общественные работы, направленные на выполнение тех или иных нужд;
  • исправительная трудовая повинность;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение свободы.

Можно ли привлечь бывшего сотрудника?

Такая возможность на законодательном уровне предусмотрена, однако, имеются сроки давности, которые необходимо учитывать.

Так, если действия лица причинили незначительный вред, срок давности составляет 2 года, при более значительных последствиях он увеличивается до 6 лет.

Судебная практика

Халатность лица, занимающего определенную должность, является одним из оснований для привлечения к уголовной ответственности. Случаи ненадлежащего выполнения профессиональных обязанностей встречаются довольно часто.

Например, в одном из московских СИЗО сотрудник организации не проявил достаточной внимательности, в результате чего произошел побег преступника. Обвиняемому назначили штраф в виде 10 тыс. рублей.

В городе Саратове на одной из строительных площадок руководители невнимательно отнеслись к соблюдению техники безопасности.

В результате такой халатности на стройке погибло 2 человека. Виновным назначено лишение свободы на срок 5 и 7 лет.

Каждый человек обязан выполнять свои должностные функции на должном уровне качества.

Пренебрежительное отношение к работе может нанести вред другим людям, и в этом случае речь идет уже о преступлении, за которым следует наказание. И степень ответственности напрямую зависит от тяжести причиненного вреда.

Источник: https://rastudent.ru/zemelnoe-pravo/halatnoe-otnoshenie-k-dolzhnostnym-obyazannostyam-ponyatie-i-vidy-nakazanie-za-neispolnenie-raboty.html

Административный иск на действия должностного лица

Административный иск на действия должностного лица может помочь решить проблемы с оформлением и получением необходимых документов, защитить нарушенные права.

Административный иск на действия должностного лица может подать любой гражданин или организация, в случае нарушения или наличия препятствий в реализации прав. Административное исковое заявление подается в порядке административного судопроизводства, порядок которого регламентирован главой 22 КАС РФ. При подготовке жалобы лучше воспользоваться представленным образцом, наполнив его своим содержанием. 

Скачать образец:

  Административный иск на действия должностного лица

Пример административного иска на действия должностного лица

В Харабалинский районный суд

Астраханской области

Административный истец: ООО «Бригантина»,

адрес: 416010, г. Харабали, ул. Н. Данченко, д. 714

тел. 689452310 е-майл: mail@brigantina.chop

Административный ответчик: заместитель начальника

Управления МВД России по Астраханской области,

адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71

Административный ответчик: Управление МВД России

по Астраханской области,

адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71

17 сентября 2016 г. Василенко Ю.Б., генеральный директор ООО «Бригантина», обратилась в Управление МВД по Астраханской области с целью оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке).

Для получения указанной лицензии мною представлены документы, указанные в перечне Административного регламента МВД, а именно: заявление, копия документа о наличии образования и др. Должностное лицо, осуществляющее прием документов, затребовала у меня предоставить копии учредительных документов на фирму.

Я ответила отказом, поскольку в перечень обязательных документов такие материалы не входят, следовательно, отказ в приеме документов на лицензию будет нарушать мои права и законные интересы. Обратившись к начальнику отдела по вопросам осуществления охранной деятельности, документы на лицензию были приняты. 30 октября 2015 г.

я получила письменный отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в предоставлении лицензии в связи с «наличием в документах заявителя неполной информации». Считая такой отказ необоснованным, я обратилась к начальнику Управления МВД по Астраханской области, однако мне также было отказано со ссылкой на не предоставление учредительных документов и неисполнение межведомственного запроса в ФНС.

Руководствуясь статьями 218-220 КАС РФ,

Прошу:

  1. Признать незаконным отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в выдаче лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
  2. Обязать Управление МВД России по Астраханской области выдать ООО «Бригантина» лицензию на осуществление частной охранной деятельности

Приложение:

  1. Копия жалобы на действия должностного лица
  2. Квитанция госпошлины в суд
  3. Копия письма с отказом
  4. Копия ответа на жалобу
  5. Копии документов, приложенные к заявлению на получение лицензии

Василенко Ю.Б.                                           20.11.2016 г.

Должностные лица

К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности;
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях;
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

Как подготовить жалобу на действия должностного лица

Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу.

Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица.

Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

  • признать действия должностного лица незаконными
  • признать бездействие должностного лица незаконным
  • признать решение должностного лица незаконным

Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право. 

Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

Подача и рассмотрение требований

Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.

При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.

Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: заявление о восстановлении срока.

Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица  – 2 месяца.

Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.  

Должностное лицо должно доказать, что оно действовало в соответствии с законом, как по существу принятого решения или действия, так и по процедуре.

Суд не связан с доводами административного иска. Он будет проверять все действия должностного лица на соответствие закону, независимо от того ссылался ли на них заявитель. Однако суд связан предметом заявленных требований. То есть суд не вправе принять другое решение, о котором не просил его заявитель. Кроме признания действий незаконными суд должен в решении указать, как устранить допущенные нарушения. Вместе с тем суд не вправе подменять собой должностное лицо.  

При несогласии с решением суда заявитель или заинтересованное лицо вправе подать апелляционную жалобу по административному делу. Повторная подача административного иска на действия должностного лица законом не предусмотрена. 

Источник: https://iskiplus.ru/zhaloba-na-dejstviya-dolzhnostnogo-lica/

Жалоба на неправомерные действия должностного лица: образец документа. Куда следует обращаться?

С точки зрения законодательства любые правоотношения между людьми должны контролироваться морально-этическими нормами и соответствующими нормативно-правовыми актами. Особенно это касается взаимодействия граждан и должностных лиц. Это необходимо для того, чтобы в случае возникновения споров каждый человек мог обжаловать неправомерные действия сотрудников федеральных или местных властей.

Расшифровка понятий

Согласно нормам КоАП России должностным лицом считается лицо, занимающее на постоянной или временной основе должность, которая наделяет его полномочиями или функциями в организационных, административных, хозяйственных и распорядительных вопросах в органах местного, регионального или федерального значения. Кроме того, к ним относятся лица, занимающие подобные посты в органах, относящихся к Вооружённым Силам России, а также работники административно-хозяйственного сектора, судов, управляющих компаний и иных организаций с подобными полномочиями.

Под неправомерными действиями понимаются правонарушения, противоречащие и/или не соответствующие действующим правовым нормам. Под бездействием принято считать отсутствие действий, направленных на урегулирование ситуации. Это означает, что осознанное поведение (и действие, и бездействие) должностного лица ущемляет или может ущемить права гражданина.

Неправомерные действия или бездействие должны нарушать одну из норм Гражданско-Процессуального Кодекса. Они включает в себя:

  • нарушение прав/свобод человека;
  • создание препятствий для осуществления прав/свобод человека;
  • незаконная или неправомерная обязанность или ответственность.

К примеру:

  • ошибочно принятый нормативно-правовой акт;
  • незаконное, в том числе безосновательное и ошибочное, заключение под стражу (вынесение приговора, осуждение и т. п.);
  • неправомерно применённая административная ответственность;
  • оформление документов, ущемляющих права граждан без должных на то оснований (подписка о невыезде, принудительная ликвидация ИП и т. п.).

Важно! С точки зрения закона гражданами, права которых ущемлены, могут быть физические, юридические лица, а также группы лиц различных форм ответственности.

Законодательное регулирование

Согласно 2 части 46 статьи Конституции России каждый человек имеет право обжаловать неправомерные действия или бездействие в судебном порядке. Более того, в соответствии с нормами 16 статьи ГК (Гражданского Кодекса) России при наличии убытков от неправомерных действий/бездействия должностных лиц можно требовать их возмещения. Средства на покрытие таких расходов выделяются из государственного или местного бюджета. Это правило отражено в статье 1069 ГК России.

Ответственность за неправомерные действия/бездействие сотрудников судебных инстанций, органов следствия, дознания или прокуратуры, которые повлекли за собой неправомерное осуждение, заключение под стражу или иной вид уголовной ответственности, указана в нормах статьи 1070 ГК России.

Куда обращаться при неправомерных действиях?

Граждане, столкнувшиеся с неправомерностью действий/бездействием должностных лиц, могут воспользоваться тремя путями для их обжалования:

  • подать жалобу на имя непосредственного начальника или главы ведомства, в котором этот гражданин столкнулся с неправомерностью действий или бездействием;
  • обжаловать действия сотрудников в вышестоящих организациях;
  • обратиться в суд.

Под вышестоящими организациями понимаются те структуры, которые контролируют работу ведомства (организации). К примеру:

  1. Полиция – Прокуратура.
  2. Военкомат или иной орган Вооружённых Сил России – Суд.
  3. Банк – Центробанк.
  4. ФСБ – Правительство.
  5. Работодатель – органы Роструда.
  6. Врачи – Департамент Здравоохранения.
  7. Отделение ФНС – ФНС – Прокуратура.
  8. Суд – Прокуратура и/или Вышестоящий Суд.

Обратите внимание, что отделения ФНС относятся к единственной структуре, жалобы на которые в обязательном порядке рассматриваются сначала в ФНС, а лишь затем в прокуратуре или в суде.

Однако даже в этом случае можно сразу направлять заявление в суд, тогда суд самостоятельно инициирует проверку в ФНС.

Как составить жалобу?

Рассмотрим основные пункты жалобы на действие или бездействие должностных лиц:

  1. В шапке документа необходимо указать наименование организации, в которую направляется жалоба, а также расшифровку имени и адрес заявителя.
  2. Затем указывается наименование документа – Заявление об оспаривании действий (бездействия) должностного лица.
  3. После этого заполняется сам текст жалобы, в котором нужно подробно раскрыть суть претензии с указание норм права, которые были нарушены.
  4. В следующем поле высказывается просьба о признании незаконности действий (бездействия), возврате документов и оплате ущерба, если гражданин понёс ущерб или у него незаконно отобрали какие-то документы.
  5. После этого указывается список документов, которые помогут подтвердить факт нарушения норм права.
  6. В заключении указывается дата и ставится подпись заявителя.

Образец документа: бланк заявления-жалобы на неправомерность действий должностных лиц.

Сроки подачи и рассмотрения жалоб

Жалобу на неправомерность действий можно подать не позднее 3 месяцев с момента, как гражданин узнал о нарушении его прав и/или свобод. Государственные структуры принимают жалобы исключительно в письменном виде – на бумаге или в форме электронного заявления. Направлять жалобу можно по почте, лично, через доверенное лицо, на сайтах государственных структур в сети Интернет или на портале Госуслуги.

Срок рассмотрения документа зависит от организации, в которую он подавался. В большинстве случаев он варьируется от 15 до 30 дней. После этого выносится решение о принятии документа в работу или отказ.

Отказ от принятия жалобы

Государственные структуры, уполномоченные рассматривать жалобы о неправомерности действий должностных лиц, могут отказать принять её в работу без рассмотрения обстоятельств дела. Для этого существуют следующие основания:

  • несоответствие выражений действующим морально-этическим нормам, принятым в обществе. К примеру, нецензурная лексика;
  • наличие угроз* в адрес должностных лиц и/или их родственников;
  • невозможность прочтения текста или его части.

*В случае обнаружения угроз по решению сотрудника организации, в которую была направлена жалоба, она может быть передана на рассмотрение в правоохранительные органы.

Результат рассмотрения

В результате рассмотрения заявления-жалобы может быть вынесено:

  • решение о безосновательности заявления. Оно включает в себя обоснованный отказ от удовлетворения требований заявителя;
  • решение об удовлетворении требований заявителя в полном объёме или частично. Оно включает в себя все пункты, по которым решено удовлетворить требования заявителя, а также сроки исполнения* и перечень ответственных лиц, отвечающих за это.

Срок исполнения по решению суда равен 30 дням. В остальных случаях его устанавливает орган, куда подавалось заявление, но в большинстве случаев он также не превышает одного месяца.

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/prevyshenie-polnomochij/bezdejstvie.html

Как можно обжаловать действия должностного лица: куда обратиться, как доказать

Любые действия влекут за собой определенные последствия. Населению призваны служить чиновники, которые занимаются их правовыми или же очерченными законом потребности. Другими словами, под чиновниками мы подразумеваем должностные лица, служащие в государственном учреждении, занимающие определенную должность и действующие в юридически важных аспектах.

Когда действия сотрудников госучреждений считаются неправомерными, возникает потребность обжалования их в суде.

Такое явление возможно, когда чиновники нарушают или частично задевают предусмотренные законы, отмеченные Конституцией РФ.

При этом, нужно точно знать порядок подачи жалобы или же административного иска как на конкретное должностное лицо, так и на государственное учреждение в целом.

Правовой аспект вопроса

Вступило в силу право на обжалование решений должностных лиц в высшей инстанции – суде, ссылаясь на статью 46 Конституции РФ. Людям свойственно совершать ошибки в обычной жизни, но и в юридических отношениях ошибок тоже не избежать.

Стоит обратить внимание на важнейший документ – ГПК РФ, который является официальным актом установления правил рассмотрения и разрешения дел граждан судами общей юрисдикции РФ, а также конкретным гарантом разрешения конфликтов между различными звеньями общества.

Несомненно, судебный порядок считается наиболее эффективным и демократичным методом восстановления справедливости.

Данный исполнительный орган наделен необходимой квалификацией для рассмотрения исков по данным вопросам и является примером активного содействия в достижении соглашения сторон.

Данная государственная ветвь – яркий образец исполнения воли основного закона РФ, т.е. Конституции.

В нашей стране юстиция по административным вопросам основана на нескольких аспектах. Все они выделены в Законе РФ, касающемся оспаривания действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Там же можно проследить ряд действий и бездействий, считавшийся допустимым к обжалованию.

Основными являются те, которые приводят к грубому правовому нарушению и ущемляют свободы гражданина РФ.

Наряду с этим обжалованию подлежит намеренное создание препятствий для гражданского осуществления прав и свобод.

История знает массу примеров подобных случаев, причем можно отыскать как положительный пример, так и отрицательный, показывающих судебную систему не с лучшей стороны.

В ГПК, в графе «Общие положения», закреплен порядок осуществления, течение процесса, сроки и нормы обжалования в судебном разбирательстве. Нужно обязательно ознакомиться с ними.

Составление жалобы как альтернативы в досудебном разбирательстве

Жалоба на неправомерные действия должностного лица или бездействие станет первым шагом на пути к отстаиванию собственных прав.

Этот вариант возможен как при обращении в вышестоящие инстанции, так и при обращении к вышестоящим чиновникам, в порядке подчиненности, которые обязаны рассмотреть жалобу в тридцатидневный срок.

Подать ее имеет право гражданин РФ, права которого нарушены, а также уполномоченное лицо от трудового коллектива или организации.

В суде обращение рассматривается по истечении всех допущенных сроков, в течение которых ответ не был получен.

При отказе органов в удовлетворении обращения, дело также оказывается в суде. Обжалование неправомерных действий чиновников, и их бездействия становится основным требованием иска – если изучить историю подобных разбирательств, почти каждый пример подтвердит это утверждение.

Соответствующий иск будет направлен по двум местам. Образцом будет направление одновременно по адресу нахождения истца и по адресу нахождения организации или должностного лица, действия которых требуют обжалования. Стоит обратить внимание на указанный срок подачи жалобы.

Указанный срок подачи жалобы

В соответствии с ГПК, подать иск можно на протяжении 90 дней с момента нарушения прав и свобод гражданина. Существует уточнение того, что срок зависит еще и от попытки досудебного разбирательства.

Если попытка имела место, то устанавливается период подачи документа в течение тридцати дней с момента получения уведомления об отказе касательно урегулирования спора со стороны государственных служащих.

Тогда написание образца жалобы будет являться обязательным в судебном разбирательстве. Следующий ход заключается в написании общего иска, с последующим возможным составлением специального.

Оспаривание бездействия и незаконных действий государственных органов, исходя из ГПК, производится на протяжении десяти дней. Принимать участие в суде могут как сами истцы, так и юридические лица, заменяющие их. В качестве примера можно привести адвокатов.

Пропущенные сроки (взглянем на ситуацию в качестве примера) восстанавливаются в суде. Как образец можно привести любую причину. Чаще всего она заключается в несвоевременном или труднодоступном получении информации о действиях, которые подлежали обжалованию, об их результатах и прочем. Явка в суде обязательна, хотя бывают исключения – зависит от примера ситуации.

Важно знать, что в ГПК обозначен пункт, который возлагает документальное доказательство законности оспариваемых действий и решений на государственные органы власти. Это наводит на мысль, что гражданин вправе отстаивать в суде только личные интересы. Единственное, что ему предстоит доказать – это факт нарушения собственных прав.

Характеристика в составлении иска

Чтобы приостановить бездействие или нарушения со стороны местных органов управления, важно подавать жалобу в письменном виде для дальнейшего рассмотрения ее в суде. Основная черта данного иска – ясность и четкая обоснованность.

Примером нечетко сформулированного иска служит признание действия, подлежащего оспариванию, законным. Тогда суд полностью становится на сторону служащих государству, а также присылает решение в десятидневный срок чиновнику или соответствующему органу. Уведомление об исполнении решения судья и истец получают через один месяц.

Все четко организованные маневры должны привести к успеху и справедливости. Но также не стоит недооценивать оппонента. Споры идут между правительством и конкретным человеком. Каким бы защищенным, на первый взгляд, страна не выставляла свой народ, все же стоит задуматься об услугах опытного адвоката или юриста. Не стоит рисковать быть обманутым своей же страной и своими людьми.

ГПК призван просветить как граждан, так и чиновников, о четко формулированных законах и постановлениях, знания которых гарантируют победу над бездействием и нарушениями с обеих сторон. Итак, ГПК является гарантом по восстановлению прав и свобод. Непосредственный образец для составления жалобы выдается в Региональном отделении по вопросам труда.

Специальная жалоба

Помимо индивидуальной жалобы существует специальная. Порядок установления специального иска устанавливается ГПК.

Период направления к адресату около десяти дней с момента постановления об административном взыскании. Образец ее написания в письменной форме.

Этот вид рассматривается уполномоченным органом в специально обусловленный период – десять дней. Часто является результатом обращения к прокурору.

Бездействие вышестоящих органов влекут за собой желание отстоять свои права. И если вы столкнулись с бездействием со стороны властей, то обращение к прокурору и подача специальной жалобы может кардинально изменить ход действий. Воспользуйтесь образцом составления документа, следуйте инструкциям, и у вас все получится.

Внимание! В связи с правками в законодательство, юридическая информация в данной статье могла потерять актуальность!

Источник: https://xn----7sbgb2ddh.xn--p1ai/obzhalovanie-dejstvij-dolzhnostnogo-lica.html

Наказание за бездействие должностного лица

Конституция нашей страны гарантирует каждому гражданину, а равно и другим лицам, пребывающих на ее территории, защиту законных прав и интересов.

Это положение закреплено в статье 53 основного закона, юрисдикция которой распространяется на все сферы правовых взаимоотношений. В частности, данное положение Конституции РФ предусматривает ответственность государственных органов не только за неправомерные решения, но и за бездействия последних.

Ответственность по указанным основаниям несут и конкретные должностные лица, и коллегиальные органы местного самоуправления в том случае если в результате их решений произошло нарушение прав и свобод человека.

Потерпевшему предоставлено право обращения в надзорные органы и в том числе в судебные инстанции для защиты. Гражданин может обратиться в юридическую компанию и поручить ей ведение дел и представительство в суде.

Лица, пострадавшие от незаконных действий представителей государственных органов имеют право на получение денежной компенсации за причиненный им материальный вред и моральные страдания. В судебном процессе устанавливается степенно вины каждого из ответчиков и устанавливается сумма ущерба, подлежащая компенсации виновными. Добиться компенсации морального вреда довольно сложно вместе с тем вполне возможно, если проявить настойчивость.

Состав преступления

Представители органов власти несут ответственность за принимаемые ими решения в порядке, установленном законодательством. В зависимости от степени причиненного вреда потерпевшей стороне бездействие должностного лица могут быть квалифицированы как административное, так и уголовное правонарушение.

Состав преступления по делам такого рода включает в себя обязательные и факультативные признаки:

  1. Неисполнение субъектом своих обязанностей, что послужило причиной нанесения ущерба интересам, жизни и здоровью потершей стороны.
  2. Подозреваемый на момент совершения указанного деяние был вменяем и способен здраво оценивать возможные его последствия.
  3. Наличие прямой причинной связи между бездействием должностного лица и нарушением прав и свобод гражданина.
  4. Преступление имеет выраженный мотив и преследует вполне определенные цели, направленные на получение выгоды. При этом подозреваемый мог иметь умысел на совершение правонарушения и предвидеть возможность наступления негативных последствий. В другом случае его бездействие может быть обусловлено неосторожностью по причине недостаточного опыта или квалификации.

Применительно к понятию бездействие представителей органов коллегиального управления или государственной власти состав преступления усматривается в сознательном неисполнении своих обязанностей.

В отдельных случаях подобные деяния могут происходить по незнанию, недостаточной квалификации или отсутствию опыта. В случае судебного разбирательства вопрос о признаках состава преступления изучается с особой тщательностью. Подозреваемый может быть осужден только в том случае, если его бездействие содержит все перечисленные выше элементы.

В соответствии с уголовно-процессуальными нормами, действующими на текущий момент времени в рамках части первой 133 статься соответствующего Кодекса гражданин или иное лицо законно находящееся на территории страны имеет право на реабилитацию. В случае если негативные последствия наступили в результате бездействия отдельных представителей органов государственной власти или местного самоуправления либо их причиной стали коллегиальные решения.

Это могут быть:

  1. Возмещение материального вреда, в том числе и прибыли неполученной от всех видов деятельности, разрешенных законодательством.
  2. Гражданин восстанавливается по всех имущественных, трудовых, пенсионных и иных правах. Производится возврат наград и восстановления в воинских и специальных, в том числе и почетных званиях.
  3. Пострадавшему лицу выплачивается компенсация за причиненные моральные страдания.

Ущерб, причиненный в результате уголовного преследования вследствие бездействия должностных лиц органов охраны правопорядка, компенсируется в полном объеме вне зависимости от степени их виновности. Возмещение всех видов вреда осуществляется в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

Согласно части четвертого того 133 статьи упомянутого кодекса возмещение вреда не производится в следующих случаях:

  1. Уголовное преследование прекращено по причине окончания сроков давности.
  2. На момент совершения правонарушения, подозреваемый, не достиг установленного законодательством возраста.
  3. Изменения действующего законодательства и отмены уголовного наказания по данной статье.

Компенсация причиненного морального вреда производится по решению суда, принятому по гражданскому иску потерпевшей стороны.

Последствия правонарушения

Преступное бездействие отдельного должностного лица может иметь разнообразные формы и выражаться в отказе от исполнения своих обязанностей или непринятии законного решения в пределах собственных властных полномочий.

В результате этого возможно наступление таких последствий:

  1. Предъявление недоказанных обвинений в совершении уголовного или административного правонарушения.
  2. Незаконное задержание и содержание под стражей или вынесения решения об ограничении свободного перемещения в виде домашнего ареста или подписки о невыезде.
  3. Безосновательное наложение административного взыскания связанного с заключением или привлечением к исправительным работам.
  4. Вынесение приговора, предусматривающего поражение в правах либо наложения ареста на имущество, либо его конфискацию.

Бездействие представителя органа власти или должностного лица местного самоуправления и степень его вины определяется вышестоящей инстанцией, прокуратурой либо решением суда. Иск о выплате компенсации за причиненные моральные страдания в денежном выражении подается в установленном порядке и рассматривается в гражданском судебном процессе. Заявление может быть подано лично потерпевшим либо его представителем, действующим на основании доверенности.

Как доказать?

Судебные процессы, связанные с оспариванием решений чиновников или коллегиальных органов отличаются высокой сложностью и требуют хорошего знания законодательства.

Особенно большие сложности обычно возникают в части предоставления доказательств бездействия должностных лиц, которые могут выражаться не единичными эпизодами.

Зачастую к вредным последствиям приводят систематическое невыполнение представителями органов власти своих обязанностей в течение длительного времени.

Такого рода дела рассматриваются в гражданском процессе и доказательства по делу предоставляются сторонами, а их оценка производится судьей. Последний руководствуется действующим законодательством и, в частности, 22, 23 и 25 статье Гражданско-процессуального кодекса.

Доказательствами по делам такого рода могут служить:

  1. Документы и переписка, а также оспариваемые решения должностного лица, которые привели к нарушению прав истца.
  2. Показания свидетелей и очевидцев событий, подтверждающих неисполнение представителем власти возложенных на него обязанностей.
  3. — и аудиозаписи прошедшие экспертизу на подлинность.

В гражданском процессе судом выясняется компетентность должностного лица и наличие властных полномочий достаточных для принятия решения по существу дела. Оценивается также соблюдение порядка принятия решений по вопросу и наличие причиной связи между неисполнением обязанностей чиновников и нарушением имущественных, а также иных прав истца. Основанием для принятия решения в его пользу могут служить любые из названных выше нарушений требований.

Сумма взыскания

Возмещение морального вреда согласно требованиям 1101 статьи Гражданского Кодекса осуществляется исключительно в форме денежных выплат. Определение суммы взыскания является исключительной компетенцией суда, который рассматривает иск к должностному лицу.

При определении размера компенсации принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  1. Характер страданий потерпевшей стороны как физических, так и морально-нравственных.
  2. В ходе процесса рассматриваются фактические обстоятельства дела.
  3. При оценке степени ущерба учитываются индивидуальные особенности личности потерпевшего.

Ответчик до обращения истцом в суд может предложить ему иные способы компенсации причиненного ущерба. Данное обстоятельство свидетельствует о доброй воле ответчика и учитывается судом при принятии взвешенного решения. В отдельных случаях невыполнение чиновником предусматривает административную ответственность последних. При определении суммы компенсации в таком случае может приниматься за основу размер штрафа.

При вынесении решений по делам такого рода учитывается степень вины представителя государственной власти, а суд руководствуется принципами справедливости и разумности.

В гражданских процессах о компенсации морального вреда связанных с незаконным уголовным преследованием выплаты осуществляются из федерального бюджета, а представительство интересов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов.

Соответственно процессы выплата компенсаций по неправомерным действиям органов местного самоуправления производится за их счет.

Как добиться возмещения?

Компенсация морального вреда, причиненного в результате бездействия представителя государственной или местной власти, осуществляется исключительно по решению суда. Пострадавшая сторона подает гражданский иск, оформленный в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Заявление в обязательном порядке должно содержать такие сведения:

  1. Полные данные об истце и ответчике по делу с указанием адреса и наименования должности.
  2. Подробное изложение обстоятельств дела и доказательства вины указанного представителя власти.
  3. Доказательства по предъявленным обвинениям с приложением документов и других материалов.

В случае если по делу имеются свидетели, то в заявлении указываются их данные. Последние обязаны давать правдивые показания в суде обо всех известных им фактах и обстоятельствах по делу. Добиться возмещения морального вреда по делам связанным с бездействием чиновников достаточно сложно без привлечения профессиональных юристов. Они могут, как принимать участие в процессе, так и консультировать истца.

Нормы закона

Процессы о возмещении морального вреда проходят в рамках Гражданского и Гражданско-процессуального кодекса. Право на защиту законных интересов граждан РФ и иностранных подданных предоставляется Основным законом нашей страны, а точнее, 53 статьей Конституции. Законодательством четко оговорены порядок рассмотрения дел, оценки доказательств и определение размера морального ущерба, что подлежит компенсации.

Источник: https://gphml5.com/nakazanie-za-bezdeystvie-dolzhnostnogo-litsa/

Нюансы жалобы на действия должностного лица в 2019 году — Законодатель

Обращаясь в различные государственные органы гражданин надеется получить квалифицированную помощь. При выявлении нарушений в работе сотрудников таких организаций любой гражданин имеет право написать жалобу на действия или бездействие должностного лица.

Кто относится 

К должностным лицам относятся сотрудники госучреждений, которые на постоянной или временной основе осуществляют функцию представителя власти. Другими словами, должностным лицом является гражданин, наделённый в установленном законом порядке, властными полномочиями.

Должностные лица обычно разграничены в сферах деятельности и могут осуществлять полномочия в:

  • Вооружённых силах РФ;
  • организациях местного самоуправления;
  • государственных организациях федерального уровня.

Должностные лица наделены определённой властью, но только в рамках своих полномочий. Если в действиях должностного лица имеется признак халатного отношения к своим обязанностям, то подаётся жалоба. Такой документ можно оформить самостоятельно и подать в надзорный орган.

Должностные лица могут выполнять различные функции, в том числе регулировать земельные отношения собственников дачных участков, поэтому жалоба должна быть не только правильно составлена, но и адресована в надзорный орган, занимающийся рассмотрением обращений граждан.

Куда обращаться

Если жалоба будет написано на имя адресата, в обязанности которого не входит разбирать подобные обращения, то жалоба будет возвращена обратно. Чтобы не потерять драгоценное время, необходимо заранее выбрать организацию, сотрудники которой занимаются рассмотрением подобных обращений.

В вышестоящий орган

При подаче жалобы в вышестоящий орган во многих случаях удаётся полностью устранить проблему в течение непродолжительного времени. Непосредственному начальнику можно пожаловаться в устной форме, но в этом случае на руках у гражданина не будет никаких доказательств факта подачи жалобы.

На письменные обращения вышестоящее начальство отреагирует с большей долей вероятности. Если и в этом случае не удалось добиться справедливости, то наиболее действенным средством является подача заявления в прокуратуру.

В прокуратуру

Если не удалось найти общий язык с непосредственным руководством должностного лица, то в этом случае можно подать жалобу в прокуратуру. Оформить заявление прокурору можно как на должностное лицо, которое недостаточно профессионально выполняет свои обязанности, так и на его начальство, которое отказалось реагировать на обращение гражданина.

В жалобе следует подробно указать:

  • какие нормы законодательства были нарушены должностным лицом;
  • какие именно изменения необходимо внести в работу сотрудника госучреждения, действие или бездействие которого вынудили гражданина прибегнуть к таким радикальным мерам.

Чтобы жалоба не была отклонена как анонимная, в нижней части документа необходимо поставить подпись с расшифровкой и датой обращения.

В суд

Действия должностного лица можно обжаловать в суде. Заявление подаётся в районный суд, наименование которого обязательно следует указать в шапке документа.

Также необходимо внести в заявление:

  • должность лица, действия или бездействие которого стали причиной обращения в судебный орган;
  • требования к должностному лицу;
  • прилагаемые к документу доказательства;
  • в нижней части документа следует поставить дату и подпись.

Как составить жалобу на действия должностного лица

Для составления такого документа не потребуется искать бланк для заполнения, по причине отсутствия законодательно утверждённого образца, но определённые правила составления жалобы необходимо знать заранее:

  1. Прежде всего следует отказаться от употребления нецензурных выражений в тексте обращения.
  2. Также запрещается вводить сотрудников надзорного органа в заблуждение путём отображения в документе неверных сведений.

Обязательными при оформлении жалобы на должностное лицо являются следующие пункты:

  • адресат;
  • заявитель;
  • содержание;
  • подпись и дата.

Адресатом в документе является надзорный орган, в который подаётся заявление. Заявитель – это гражданин, обращающийся за помощью в данную организацию. Заявителю необходимо указать в документе:

  • ФИО;
  • контактные данные;
  • ситуацию, при которой должностное лицо предприняло незаконные действия;
  • должность и ФИО сотрудника, допустившего нарушение.

Образец 2019

Скачать пример жалобы на действия должностного лица. 

Порядок и срок подачи

Подача жалобы должна быть осуществлена не позднее 3 месяцев с момента нарушения, допущенного должностным лицом. Подача жалобы обычно начинается с организации, в которой работает данное лицо.

Если такая мера не принесла желаемого результата, то подаётся жалоба в прокуратуру или суд. Если преступное действие или бездействие исходило от сотрудника полиции или таможенного поста, то не менее эффективным является подача заявление в УСБ.

Сроки рассмотрения

Судом жалоба рассматривается в течение 10 дней, но если гражданин в попытках отстоять свои права на справедливость дошёл до Верховного суда РФ, то придётся ждать ответа этого надзорного органа не менее 2 месяцев.

В прокуратуре обращение граждан рассматривается в течение 1 месяца, по истечении которого заявитель в обязательном порядке будет проинформирован о принятом решении.

На заметку! Обычно при вынесении решения по заявлению гражданина ответ направляется письмом по адресу, указанному заявителем при оформлении документа.

В УСБ жалоба на должностное лицо будет рассматриваться не более 2 недель. В этом случае гражданин также будет проинформирован о принятых мерах в отношении должностного лица.

-репортаж по теме

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://zakdatel.ru/njuansy-zhaloby-na-dejstvija-dolzhnostnogo-lica-v-2019-godu.html

Обжалование действий должностных лиц: варианты обжалования

Сотрудники государственных учреждений наделены рядом полномочий. Порой, некоторые из них выходят за рамки дозволенного, в связи с этим нарушаются права граждан. Узнаем, как происходит обжалование действий должностных лиц. В каких случаях можно наказать недобросовестного чиновника, куда обращаться с жалобами – это и многое другое читайте в статье ниже.

Основные понятия

Обжалование действий или бездействия чиновника всегда является крайней мерой, когда иные методы и варианты воздействия не оказали должного результата. Сам процесс достаточно сложен, поскольку обывателям трудно разобраться в тонкостях законодательства и судебной практики. Поэтому, приступая к оформлению жалобы и защите своих прав, целесообразно воспользоваться услугами опытного юриста.

Кто подпадает под понятие должностного лица?

Лучше всего этот термин раскрыт в ст. 2.4 КоАП РФ. Должностным лицом признается субъект, наделенный постоянными или временными полномочиям по управлению, административно хозяйственными функциями в государственных или муниципальных организациях.

Например, в круг должностных лиц относятся:

  • приставы-исполнители ФССП;
  • сотрудники прокуратуры;
  • инспекторы налоговой службы;
  • работники трудовой инспекции (ФТИ и региональных подразделений);
  • чиновники, работающие в ведомствах по охране окружающей среды;
  • сотрудники полиции;
  • иные категории служащих.

Важно! Полномочия должностного лица могут следовать из нормы закона, в силу возложенных полномочий, из предписания вышестоящего органа. Этот момент будет важен при рассмотрении жалобы.

Законодатель наделяет таких лиц полномочиями, которые они обязаны соблюдать при любых условиях. Любой гражданин может оспорить действие решений госслужащих, принятых официально, если считает, что это нарушает его права и интересы. Это право гарантировано ст.

46 Конституции РФ, Кодексом административного судопроизводства РФ, иными нормативными и ведомственными актами. Кроме того, в соответствии со ст.

16 ГК РФ можно потребовать возмещения материальных убытков, компенсации морального вреда, если такой ущерб был причинен незаконными действиями или бездействием.

Варианты обжалования

Приступать к обжалованию можно только при нарушении законных интересов граждан или организаций.

К таким обстоятельствам можно отнести:

  • нарушение сроков рассмотрения обращений (например, стандартный срок для дачи ответа на обращения граждан составляет 30 дней, после чего можно законно подавать жалобу);
  • вынесение незаконного акта, постановления или иного процессуального решения (например, можно подать жалобу на решение налоговых органов при проведении налоговой проверки);
  • бездействие, т.е. уклонение от совершения действий, входящих в компетенцию чиновника (например, можно подать жалобу на бездействие пристава, если он не объявит розыск должника по алиментам).

Как установить, что ваши права нарушены?

Если нарушение заключается в несоблюдении срока рассмотрения обращений, таких проблем не возникнет. Сложнее оценить факт нарушения, если вы получили на руки акт, решение, постановление или иной процессуальный документ.

При обжаловании нужно учитывать важное правило – доказывать законность своих действий обязан чиновник, на которого поступила жалоба. Следовательно, законодательство устанавливает приоритет защиты интересов граждан.

Возможные варианты обжалования зависят от категории должностного лица, характера нарушения.

Вот как можно подать жалобу на действия должностного лица, если нарушены ваши интересы:

  • в порядке подчиненности, т.е. на имя вышестоящего должностного лица или органа (например, при обжаловании решений налоговых органов можно подавать жалобу на имя вышестоящего руководителя);
  • в прокуратуру, так как это ведомство уполномочено рассматривать любые вопросы, связанные с нарушениями закона;
  • через суд (этот способ можно использовать одновременно с подачей жалобы в порядке подчиненности).

Источник: https://zakonportal.ru/zhaloba/obzhalovanie-dejstvij-dolzhnostnyx-lic

Что такое Преступное бездействие | Суворов Групп

Выберите букву

В отличие от преступного действия, состоящего в активных поступках, телодвижениях, направленных на причинение вреда, бездействие состоит в пассивном поведении, в невыполнении действий, которые лицо должно было совершить.

Что такое преступное бездействие

Преступное бездействие — это пассивная форма поведения выраженного в акте общественно опасного и противоправного пове­дения (ст. 293 УК РФ), состоящий в несовершении лицом того, что оно по определен­ным основаниям могло и должно было совершить.

На практике преступное бездействие встречается значительно реже, чем действие: в 5% уголовных дел.

Отличие действия от бездействия

Наименования «действие» и «бездействие» носят условно-обобщающий и чисто уголовно-правовой характер. В этих наименованиях заложено традиционное для уголовного права выделение двух форм преступного поведения: активной — в форме действия и пассивной — в форме бездействия.

Путем бездействия совер­шаются, например, такие преступления, как халатность (неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, вследствие недобросовестного отношения к службе — ст. 293 УК), неоказание помощи больному (ст. 124 УК), остав­ление в опасности (ст. 125 УК), неисполнение обя­занностей по воспитанию несовершеннолетних (ст. 156 УК) и др.

Обязанность действовать определенным образом может воз­никнуть в силу следующих обстоятельств:

  • прямое указание закона или подзаконного акта (например лицо, управляющее автотранспортным средством, обязано соблю­дать Правила дорожного движения);
  • должностное положение лица либо профессия (например, врач обязан оказывать помощь больному в силу своей профессии);
  • родственные (семейные) отношения (например, обяза­нность детей заботиться о родителях);
  • наличие конкретной ситуации (например, заведомое оставле­ние без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению).

В теории уголовного права выделяют два вида преступного бездействия:

  1. чистое бездействие – невыполнение действий, которые лицо должно и могло было совершить (ст.

    190 УК «Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния»);

  2. смешанное бездействие – неисполнение обязанностей ненадлежащим образом или не в полном объеме (ст. 293 УК «Халатность»).

С психофизиологической точки зрения преступное бездействие обладает такими же свойствами, как и преступное действие, то есть это поведение человека, находящееся под контролем сознания и нося­щее волевой характер.

В общем случае необходимым условием привлечения лица к уго­ловной ответственности за преступное бездействие является установ­ление содержания обязанностей, возложенных на обвиняемого.

Кроме того, важным условием является также выяснение того, могла или не могла быть выполнена возложенная на лицо обязанность действовать определенным образом; если таковой возможности не было, то лицо не несет уголовной ответственно­сти за бездействие (например, врач не оказал помощь больному потому, что сам болел и по характеру своей болезни не мог прий­ти к больному и оказать ему помощь).

Оценка возможности или невозможности решается в каждом конкретном случае судом. Некоторые преступления могут быть совершены как дей­ствием, так и бездействием, например, нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транс­портных средств (ст. 264 УК) и др.

Источник: https://malina-group.com/prestupnoe-bezdeystvie/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр юридической помощи