Состав правонарушения: понятие, признаки, элементы
Состав правонарушения – это система объективных и субъективных элементов деяния, признаки которых предусмотрены в диспозиции правовой нормы, определяющей данное деяние как правонарушение.
Иными словами, состав правонарушения – это, то из чего слагается само правонарушение, совокупность образующих его частей, или элементов, его структура, его результат структурного анализа.
Элемент – это структурное подразделение состава правонарушения. Различают четыре составных части состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Признаки состава правонарушения
Признаки – определенные черты, характеризующие каждый элемент состава правонарушения. Признаки, характеризующие объект и объективную сторону называют объективными, а признаки, характеризующие субъективную сторону и субъект, – субъективные признаки.
В свою очередь признаки состава преступления подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные признаки имеют место быть в каждом составе правонарушения. Факультативные – могут быть указаны, а могут и отсутствовать в составе правонарушения.
Изначально, состав правонарушения определяли как совокупность признаков, образующих данное правонарушение.
Понятие состава правонарушения наиболее детально изучалось и разрабатывалось в рамках уголовного права. Однако, со временем данное явление распространилось и на другие отрасли права.
Четыре элемента состава правонарушения
Классическая теоретическая модель выделяет следующие элементы состава правонарушения:
- объект;
- объективная сторона;
- субъект;
- субъективная сторона.
Объект правонарушения
Это, то на что посягает виновный при совершении правонарушения, то, чему он причиняет или может причинить вред. Принято считать, что это охраняемые правом общественные отношения.
В теории уголовного права выделяют общий, родовой и непосредственный объекты преступлений. Однако данная классификация применима ко всем объектам правонарушений и допустима в применении в остальных отраслях права.
Общий объект правонарушения – это всегда общественные отношения, охраняемые правом, той или иной его отраслью.
Родовой объект правонарушения – группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель.
Непосредственный объект правонарушения (предмет) – это конкретные блага, интересы личности, ее здоровье, честь, достоинство, имущество и т. д., на которые посягает правонарушитель.
Пример
В качестве примера можем рассмотреть такое правонарушение как кража. В данном случае общим объектом правонарушения будут выступать все охраняемые законом общественные отношения; родовой объект сводит эти отношения к отношениям собственности, а предметом выступает имущество, на которое посягает правонарушитель.
Объективная сторона
Это внешнее проявление правонарушения, которое характеризуется такими признаками, как действие или бездействие, общественно опасное последствие, причинная связь между ними, время, место, способ, обстановка, орудия и средства совершения правонарушения.
Объективная сторона означает внешнее проявление правонарушения в реальной действительности, его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься органами чувств: его можно увидеть, услышать ощутить и т.д. К обязательным признакам правонарушения относятся только действие или бездействие. Остальные вышеобозначенные признаки являются факультативными.
Основными элементами объективной стороны любого правонарушения являются:
- противоправное деяние – осознанный волевой поступок, противоправность которого закреплена в действующем законодательстве. «Не является противоправным деяние, прямо не предусмотренное в качестве такового законом»;
- вред, причиненный деянием – неблагоприятные и потому нежелательные последствия, наступившие в результате правонарушения. Эти последствия могут быть имущественного, неимущественного, организационного, личного или иного характера;
- причинно-следственная связь между деянием и наступившим вредом – связь между явлениями, в силу которых одно из них (причина) с необходимостью порождает другое (следствие).
Пример
Сгорел дом. Что послужило причиной возгорания дома? Если возгорание дома стало следствием чьих-то злонамеренных действий, то это и есть объективная сторона правонарушения (преступления). Если же дом сгорел по другой причине, например, короткое замыкание, то в данном случае объективная сторона отсутствует.
Субъект правонарушения
Это лицо, совершившее наказуемое деяние и в соответствии с законом способное нести за него ответственность. Юридическими признаками характеризующими субъект правонарушения являются:
- им является только физическое лицо, то есть человек;
- он является вменяемым;
- он достиг того возраста, с которого за конкретный вид правонарушения по закону возможно наступление ответственности.
Данные признаки являются обязательными. Помимо этих признаков закон в ряде случаев предусматривает какой либо дополнительный признак, относящийся к гражданскому, служебному положения, полу и др. Например, дезертирство, может совершить только военнослужащий.
Субъективная сторона
Это психическая деятельность лица, непосредственно связанная с совершением правонарушения. Данный элемент раскрывается с помощью таких признаков как вина, мотив и цель.
При этом вина является объективным признаком, а мотив и цель – факультативными.
Вина – это объективный признак субъективной стороны. Вина выступает в двух формах – умышленная и неосторожная. При этом каждая из форм делится на подформы: прямой умысел, косвенный умысел, легкомыслие и небрежность.
Прямой умысел – субъект сознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий и желал их наступления.
Пример
Вор запланировал проникнуть в чужое жилище с целью похищения чужого имущества. Налицо прямой умысел, так как лицо не только осознавало преступность своих действий, но и желал их наступления.
Косвенный умысел – субъект осознавал общественную опасность своих действий, предвидел возможность наступления опасных последствий, не желал, но допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.
Пример
Сторож охранял вверенный ему объект и заметил играющих в мяч подростков поблизости. Опасаясь, что дети могут повредить охраняемый объект, он бросает в них камни. В результате, один из ребят получил серьезное увечье. В данном случае, сторож не желал наступления опасных последствий, но осознавал и допускал возможность их наступления.
Легкомыслие – субъект предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение последствий.
Пример
Водитель едет по дороге на большой скорости. У него нет намерения причинить кому бы то ни было вред. Он допускает вероятность аварийной ситуации. Но, полагаясь на свой водительский опыт, он самонадеянно рассчитывает вовремя предотвратить происшествие.
Небрежность – субъект не осознавал возможность, не предвидел, не желал и не допускал наступления общественно опасных последствий своих действий. Однако при необходимой внимательности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Пример
Жилец многоэтажного дома выбрасывает мусор из окна и не предвидит того, что он может упасть на голову стоящему под окном или проходящему мимо человеку. Выбрасывающий мусор не осознавал наступления опасных последствий, не предвидел и не желал их наступления. Однако, перед тем как выбрасывать мусор он должен был убедиться, что под окном никого нет.
Вывод
Состав правонарушения – это, то из чего слагается само правонарушение, совокупность образующих его частей, или элементов, его структура, его результат структурного анализа.
Классическая теоретическая модель выделяет четыре элемента состава правонарушения:
- объект,
- объективная сторона,
- субъект,
- субъективная сторона.
Состав правонарушения используется для правильной квалификации правонарушений, т.е. для установления соответствия между признаками совершенного общественно опасного деяния и признаками конкретного состава преступления, предусмотренного правовой нормой.
Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/sostav-pravonarusheniya/
Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать — Должник
07.12.2019
Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.
Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.
Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.
Что такое административное нарушение?
Административное нарушение – это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законодательством России или нормативными актами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
У этого понятия существует ряд свойств.
Признаки административного правонарушения
Для признания действия или бездействия нарушением требуется чтобы:
- Были нарушены запретительные нормы, имеющиеся в КоАП РФ. Например, работодатель несвоевременно выплачивает заработную плату. За это он понесет административное наказание по ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде».
- Лицо осознавало (т.е. действовало умышленно) или обязано было осознавать, но к последствиям относилось безразлично (т.е. действовало по неосторожности или небрежности), что нарушает запретительную норму.
К административным проступкам, имевшим место по неосторожности, можно отнести невыполнение правил пожарной безопасности ст.20.4 КоАП, повлекшее пожар, когда ответственное лицо осознает, что невыполнение предписаний о противопожарной безопасности может вызвать пожар, но по небрежности полагает, что каких-либо тяжких последствий не наступит.
Признаки субъекта административного правонарушения
Административной ответственности подлежат индивидуальные субъекты и юридические лица.
Индивидуальные субъекты – это физические лица, обладающие вменяемостью, т.е. способностью осознавать характер своих действий и руководить ими.
Индивидуальные субъекты административного правонарушения делятся на общие и специальные.
Общими субъектами являются лица, достигшие 16-ти летнего возраста.
Для некоторых видов административного наказания субъект обязан занимать определенную должность, быть военнослужащим или иметь специальное звание, иметь в собственности (владении) автотранспорт или объект недвижимости. Эти лица называются специальными субъектами.
К административной ответственности за нарушения привлекаются следующие категории лиц:
- граждане с 16 лет;
- должностные лица, наделенные организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в государственных органах вооруженных силах. Список нарушений находится в ст.2.4 КоАП РФ;
- лица, деятельность которых регулируется законодательными актами о воинской службе, о правоохранительных органах привлекаются к дисциплинарную ответственности. Перечень проступков, за которые они могут быть подвергнуты административному преследованию, дан в ч.2 ст.2.5 КоАП РФ;
- иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица подвергаются административному преследованию на общих основаниях, ст.2.6 КоАП РФ;
- собственники (владельцы) транспорта за нарушения ПДД и правил о благоустройстве территории субъектов России на этом транспорте при условии записи этих нарушений приборами видеоконтроля. Они не могут быть признаны виновными при условии предоставления сведений о том, что в момент нарушения транспорт был в чужом владении;
- собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости за нарушения правил содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства при условии записи аппаратурой видеоконтроля (видео, фото, киносъемки). Они освобождается от ответственности, при условии предоставления доказательств, что в момент нарушения объекты недвижимости находились в чужом пользовании, ст.2.6.1 КоАП РФ;
- юридические лица несут административную ответственность за совершение административных проступков в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта».
- Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с видами административных правонарушений.
- А в ЭТОЙ СТАТЬЕ вы узнаете об административных взысканиях.
Особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц
В некоторых ситуациях, связанных с реорганизацией для привлечения юридических лиц к ответственности в административном законодательстве существуют определенные условия:
- при слиянии за административный проступок преследуется новое юридическое лицо;
- при разделении или при выделении из состава предприятия одного или нескольких предприятий административному наказанию привлекается правопреемник по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми имело место нарушение;
- при преобразовании организационно-правовой формы виновным за совершение административного проступка отвечает новое предприятие;
- предприятие привлекается к ответственности за административный проступок вне зависимости от информированности новой организации о имевшем месте правонарушении до завершения реорганизации.
Кто освобождается от административной ответственности?
Освобождаются от ответственности лица совершившие нарушение в состоянии крайней необходимости или невменяемости.
Крайняя необходимость это действия, включающие признаки административного нарушения, но предпринятые для пресечения возможности нанесения ущерба этому или другим лицам, а также государству. Нанесенный ущерб должен быть меньшим, чем тот, который мог быть причинен.
Невменяемость, это когда нарушитель не способен осознавать характер своих действий или руководить ими при наличии психического заболевания или слабоумия, например, при болезни шизофрения. Если у нарушителя определена невменяемость, то административная ответственность исключается.
Для признания виновным нарушитель должен иметь определенный возраст.
По административному законодательству ответственность за нарушения наступает с 16 лет. Если нарушитель моложе, то к ответственности его привлечь нельзя, ст.2.3 КоАП РФ.
Но в некоторых проступках, исходя из имеющихся обстоятельств дела и характеристики нарушителя в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав нарушитель может быть освобожден от ответственности.
В этом случае законодательством о защите прав несовершеннолетних для него предусмотрены иные меры воздействия, ч.2 ст.2.3 КоАП РФ.
Источник: https://xn--400-hddak5ear.xn--p1ai/prochee/kto-mozhet-byt-subektom-administrativnogo-pravonarusheniya-chto-nuzhno-znat.html
Административное правонарушение понятие признаки состав
Автострахование
Жилищные споры
Земельные споры
Административное право
Участие в долевом строительстве
Семейные споры
Гражданское право, ГК РФ
Защита прав потребителей
Трудовые споры, пенсии
- Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
- Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).
Признаки административных правонарушений
- Общественная опасность (общественная вредность) – результате административного правонарушения причиняется ущерб правам и законным интересам граждан, организаций и государства. Данный признак не вытекает из определения административного правонарушения, но ряд деятелей выделяют его в качестве обязательного.
- Противоправность – означает, что в результате совершения правонарушения нарушаются правовые запреты, которые установлены нормами административного законодательства.
- Виновность – деяние признается административным правонарушением только в том случае, если оно совершено виновно. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности за невиновное причинение вреда.
- Наказуемость – означает, что за совершение административного правонарушения законодательством установлены меры административной ответственности.
Состав административного правонарушения
Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.
Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.
Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.
Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.
Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.
Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.
2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.
Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.
Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.
24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице.
Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего.
Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.
Читайте так же: Лица участвующие в деле об административном правонарушении
Материальный состав правонарушения
Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.
Формальный состав правонарушения
Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:
- Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
- Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
- Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
- Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
- и т.д.
Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения
К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).
3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.
Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.
Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.
Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.
4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.
Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.
Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).
Источник: https://prod-base.ru/administrativnoe-pravonarushenie-ponyatie-priznaki-sostav/
Кто может быть субъектом административного правонарушения, что нужно знать
Наиболее важными в юрисдикции являются кодексы Российской Федерации, статьи которых часто обновляются или редактируются. Если за ними следить и знать наизусть, то в любом судебном разбирательстве не понадобится и адвокат. Это всё слишком трудно для начинающих, поскольку незнание даже самых простых вещей сразу заводит в тупик. Для начала стоит узнать, что такое субъект административного правонарушения.
Основные понятия
К административным правонарушениям относятся противоправные действия физического или юридического лица, за которые предусмотрена ответственность согласно КоАП. Как правило, наказание за такие правонарушения не приносит вреда виновнику, а лишь взимает с него некую материальную часть в пользу государства. Это даже не преступления, а проступки, за которые приходится платить.
Субъекты административных нарушений
Как и любая структура, они имеют свои признаки, определяющие суть происходящего:
- противоправность — происшествие должно обходить закон и не подчиняться ему;
- виновность — действие осознанно или неосознанно совершается нарушителем;
- субъект — ответственность за проступок может нести как физическое (обычный человек), так и юридическое (компания, организация) лицо;
- наказуемость — нарушение обязательно должно быть наказуемым согласно КоАП.
Важно! Если хоть одного пункта не будет при рассмотрении, то совершённое происшествие не является правонарушением.
Лицо, совершившее проступок, будет нести ответственность только в том случае, если это предусмотрено в Кодексе об административных правонарушениях.
Субъекты
Малозначительность административного правонарушения
Как гласит определение слова, это производитель действия или состояния, лицо, которое совершило проступок. Виновником административного инцидента может быть не только человек, но и организация. В подтверждение этого КоАП имеет, к примеру, статью 5.
27, которая оговаривает, что задержка заработной платы работникам административно наказывается. Кодекс расписан не только для физлиц, но и для организаций и предприятий, которые должны соблюдать закон. При этом к юрлицам относятся организации, зарегистрированные как на территории России, так и вне её пределов.
Важно! При рассмотрении дела всегда должен быть субъект. Если его нет, то тогда отсутствует и состав нарушения.
Стоит учесть, что ответственность для физических и юридических лиц различается. Так, первые будут отвечать за нарушение по всей строгости, и к ним могут применяться все меры, предусмотренные законодательством, а вторые — нет. Для организации установлены ограничения в наказаниях. К ним может быть применены только:
- простое предупреждение для первого раза;
- денежное взыскание;
- прекращение работы предприятия на некоторое время;
- конфискация имущества или предмета совершения.
В списке отсутствуют арест и исправительные работы. Компания или организация согласно КоАП не может направить свою деятельность на благо государства, что вполне логично, ведь тогда это будет противоречить закону о частном предпринимательстве.
Кроме структуры физических и юридических лиц, субъекты делятся ещё на 3 вида:
- Общие — согласно положениям Кодекса такими называются вменяемые лица, достигшие 16 лет на момент совершения проступка. Они могут быть как физическими, так и юридическими, это не важно. особенность этого вида заключается в том, что им не присвоено какое-либо положение, которое могло бы изменить назначенное наказание. Это также касается иностранных граждан и лиц без гражданства. В КоАП оговаривается, что они несут ответственность на общих основаниях, то есть как все нарушители. Здесь отчётливо наблюдается принцип равенства.
- Специальные — это люди, наделенные особыми полномочиями или правами, которые как-то влияют на административный процесс. К специальным относятся юрлица — организации, компании, государственные служащие и т. д. Сюда входят также свидетели, родители, несущие ответственность за своего несовершеннолетнего ребёнка, и прочие, то есть все лица, как-то влияющие на процесс рассмотрения дела.
- Особые — сюда следует отнести граждан, служащих государству — военные, сотрудники МВД, ОБНОН, пожарные, служащие таможенного контроля и т. д. Они выделяются в отдельный вид в связи с тем, что для них действует определённый служебный устав, который они соблюдают. Следовательно, за совершённые административные правонарушения придётся нести ответственность согласно не КоАП, а тем положениям, которые прописаны в их дисциплине. Однако за многие проступки полагается отвечать на общих основаниях. Их список также указан в уставе.
Обратите внимание! Некоторые из субъектов могут одновременно относиться как к одному, так и к другому виду, например, должностное лицо или государственный служащий.
Кто не может быть субъектом административного правонарушения?
Объект административного правонарушения
По мнению учёных, несение ответственности за совершённый проступок тоже в некотором роде является деятельностью, но не все люди к этому способны. Принято считать, что человек вправе сам за себя отвечать, начиная с 16 лет. Именно с этого возраста к правонарушителю можно применять административную ответственность. Если ему ещё не исполнилось 16 лет, то он не будет являться субъектом, так как по закону ещё нельзя применять наказание.
Душевнобольной человек не может быть субъектом
Освобождается от ответственности и невменяемый человек, результаты обследования которого показали, что у него, к примеру, проблемы с психикой. Такому гражданину законом назначается специальное лечение. Вменяемость устанавливается только в суде на основании заключения психиатрической экспертизы.
Таким образом, субъект — это физическое или юридическое лицо, совершившее нарушение и понёсшее за это административную ответственность. При этом им не может выступать несовершеннолетний или невменяемый человек.
Источник: https://shtrafsud.ru/prochie-shtrafy/subekt-administrativnogo-pravonarusenia.html
Кто является субъектом административного правонарушения?
Субъект административного правонарушения — это лицо, совершившее административный проступок и признанное виновным в совершении этого нарушения.
Понятие субъект административного правонарушения является одним из основных и неотъемлемых признаков состава нарушения. При отсутствии субъекта отсутствует само правонарушение.
Чтобы понять смысл этого термина требуется дать определение административному нарушению и указать его свойства.
Статья 2.1. Административное правонарушение
Новая редакция Ст. 2.1 КоАП РФ
1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Комментарий к Статье 2.1 КоАП РФ
Часть первая комментируемой статьи определяет понятие административного правонарушения. Административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения в юридической науке обычно выделяют следующие признаки административного правонарушения:
— противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;
— виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;
— наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КоАП или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.
Вина является обязательным условием привлечения лица к административной ответственности, однако традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию малоприменима к определению виновности юридических лиц.
Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности. В силу этого в части второй комментируемой статьи дается иной подход к формулированию вины юридического лица.
Суть данного подхода заключается в определении реальной возможности или невозможности для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение которых и установлена административная ответственность.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В то же время комментируемая статья содержит и исключение из этого правила. Не считается двойным наказанием привлечение за одно административное правонарушение к ответственности совершившего его юридического лица и конкретных виновных должностных лиц. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24 марта 2005 г.
N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с послед. изм.
) разъяснил, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснить, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.
Поскольку КоАП не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
Другой к Ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Хотя гл.2 КоАП РФ называется «Административное правонарушение и административная ответственность», в ст.2.1 закрепляется только понятие административного правонарушения как основания административной ответственности и раскрываются его юридические признаки.
Понятия административной ответственности не дано. Только анализ статей гл.
1 Кодекса позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП РФ наказания за административное правонарушение.
2. Предложенное понятие административного правонарушения вызывает интерес прежде всего с позиций его сравнения с понятием, закрепленным в ст.10 КоАП РФ РСФСР. В связи с этим следует обратить внимание на новеллы, содержащиеся в нем. Их суть в следующем:
в ст.2.1 отсутствует указание на объект правонарушения. Он определен в ст.1.2 в виде задач законодательства об административной ответственности. Наиболее полное представление об объекте можно получить, анализируя содержание Особенной части Кодекса. Например, гл.5 называется «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», т.е.
объектом посягательства в данном случае являются законные права граждан; объектом гл.7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» выступает собственность, независимо от ее формы; ст.7.12 предусматривает административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав, т.е.
именно указанные права являются объектом правонарушения;
в ст.2.1 законодатель, закрепляя понятие административного правонарушения, в отличие от КоАП РФ РСФСР не дает его второго названия — проступок. И это логично, ибо включение этого понятия в КоАП РФ лишь порождало бесплодные дискуссии;
впервые в комментируемой статье в качестве субъекта правонарушения закрепляются не только физические, но и юридические лица.
3. Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.
Источник: http://KoAPKodeksRF.ru/rzd-1/gl-2/st-2-1-koap-rf
Кто является субъектом правонарушения — Советы от юриста
Состав правонарушения – это система объективных и субъективных элементов деяния, признаки которых предусмотрены в диспозиции правовой нормы, определяющей данное деяние как правонарушение.
Иными словами, состав правонарушения – это, то из чего слагается само правонарушение, совокупность образующих его частей, или элементов, его структура, его результат структурного анализа.
Элемент – это структурное подразделение состава правонарушения. Различают четыре составных части состава правонарушения: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.
Кто не является субъектом административного правонарушения?
Административное правонарушение подразумевает нарушение физическими и/или юридическими лицами норм законодательства, которые относятся к административной отрасли права.
Определение 1
Субъектом административного правонарушения в юридической науке принято называть лицо, которое привлекается к ответственности в соответствии с нормами данной отрасли права.
Субъектами административного правонарушения могут быть как юридические , так и физические лица. Физические лица в качестве субъектов административного правонарушения могут подразделяться на:
- граждан России;
- иностранных граждан;
- граждан, которые имеют специальные и/или воинские звания;
- лиц без гражданства;
- должностных лиц и многих других.
Виды субъектов административного правонарушения
Субъекты административного правонарушения можно разделить на:
- Общие субъекты административного правонарушения;
- Специальные субъекты административного правонарушения.
Общие субъекты административных правонарушений делятся на физических и юридических лиц.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Определение 2
К физическим лицам принято относить граждан страны, лиц без гражданства или как их принято именовать в юридической литературе – апатриды, иностранные граждане.
Определение 3
К юридическим лицам принято относить организации, которые имеют как российскую, так и иностранную регистрацию, действующие на территории страны, в не зависимости от формы собственности и организационно правовой формы.
Должностные лица как субъекты административных правонарушений
Определение 4
Под должностными лицами, в соответствии с современным законодательством, признаются лица, представляющие структуры государственного аппарата, а так же иные сотрудники, которые в силу своих должностных обязанностей исполняют ряд административных и организационно-распорядительных функций.
От обычных граждан, касательно административной отрасли права, должностных лиц отличает повышенные меры ответственности.
Следует учесть, правонарушения, совершенные должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.
Военнослужащие как субъекты административных правонарушений
Согласно нормам современного законодательства к военнослужащим относятся кадровые военные, граждане, призванные на военные сборы в период их проведения, сотрудники иных организаций, которые имеют специальные звания и носящие, в качестве отличительного знака, погоны:
- сотрудники Следственного комитета РФ;
- сотрудники уголовно-исполнительной системы;
- сотрудники МЧС;
- сотрудники таможни;
- сотрудники органов полиции.
В случае, когда сотрудники специальных учреждений приравниваются к военным, необходимо помнить, что здесь имеются в виду только аттестованные работники.
Замечание 1
Военнослужащие и приравненные к ним лица за многие правонарушения, которые закреплены в административной отрасли права, не несут административного наказания, а подпадают под дисциплинарную ответственность.
Следует учесть, правонарушения, совершенные военнослужащими, так же как и должностными лицами, которые не связаны с их профессиональной деятельностью, караются наравне с другими гражданами страны.
Физические лица как субъекты административного правонарушения
Физические лица, которые могут нести ответственность за административные правонарушения должны отвечать двум основным требованиям:
- должны быть вменяемыми;
- должны достигнуть определенного законом возраста.
Ответственность за административные правонарушения могут нести физические лица, которые достигли возраста 16 лет. Закон не предусматривает, по этому пункту, никаких исключений.
Если лицо, совершившее административное правонарушение, признано невменяемым судом, на основании заключения психиатрической экспертизы, то оно не подлежит привлечению к ответственности.
Юридическое лицо как субъект административного правонарушения
В большинстве статей кодекса об Административных правонарушениях содержится уточнение, в котором указано отношение данной статьи к юридическим или физическим лицам.
В случае, когда подобного указания не содержится, действие нормы распространяется одинаково как на физических, так и на юридических лиц.
Источник: https://sozvezdie-zakon.com/kto-ne-yavlyaetsya-subektom-administrativnogo-pravonarusheniya/
Состав административного правонарушения
Тема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования.
Что такое состав административного правонарушения
Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения. Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки. И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.
Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии).
Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:
- объект
- субъект
- объективная сторона
- субъективная сторона
В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример. Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения. Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.
Элементы состава административного нарушения
Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.
), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ.
И в самой формулировке административного нарушения.
Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки:
- деяние – действие или бездействие
- последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб
- деяние – причина, вред (его угроза) – следствие.
Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.
Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия.
Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением.
И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.
Субъект в составе административного нарушения
Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.
Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет.
Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими.
Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.
Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.
Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.
Субъективная сторона и состав административного правонарушения
Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.
Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:
- субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
- он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)
Вина может быть выражена в форме неосторожности:
- субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
- он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть
Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.
Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.
Источник: https://iskiplus.ru/sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/
Субъект правонарушения
Определение 1
Правонарушение является действием в нарушение норм законодательства, которое осуществлено дееспособным гражданином и имеет вредоносные последствия для всего общества и отдельных его членов.
Замечание 1
Здесь следует учитывать, что правонарушением может считаться не только действие, нарушающее нормы права, но и аналогичного рода бездействие.
Причинами противоправных действий зачастую становятся желания одного лица, удовлетворить свои потребности за счет нарушения прав и интересов другого лица или лиц.
Многие исследователи проблемы правонарушений утверждают, что уровень опасности для общества противоправных действий во многом зависит от биологических и психологических особенностей лица, совершающего их.
Под понятие правонарушений нельзя подвести такие категории как мысли, помыслы, чувства, но до тех пор, пока они не найдет реального выражения в противоправных действиях или бездействиях.
Бездействие подпадает под категорию правонарушений лишь в ситуации, если лицо, обязанное совершить действия в определенной ситуации и при определенных условиях не совершает оного.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Субъект и объект правонарушения. Стороны правонарушения
- Под объектом правонарушения подразумеваются отношения, сложившие в обществе и закрепленные нормами права, на которые совершается посягательство.
-
Под объективной стороной правонарушения подразумевают противоправное действие/бездействие, способ, которым его совершили, последствия, которые являются общественно вредными, а так же необходимая причинная связь между ними.
Таким образом, перед правоохранительными органами стоит задача установить связь между причиненным вредом и деянием, следствием которого он стал.
-
Субъект правонарушения предполагает деликтоспособное лицо, как юридическое, так и физическое. Однако, необходимо помнить, что субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо.
- Субъективная сторона правонарушения предполагает любое правонарушение, которое имеет такую характеристику как вина. Субъективная сторона подводит нас к сознательно-волевым признакам, которые можно выделить в составе преступления.
Определение 2
Мотивы – это причины, которые являются основанием для действия лиц.
Согласно исследователям, мотивы характеризуют любую личность с морально-нравственной стороны, формируя психическое отношение субъекта к противоправному действию.
Степень вины определяется ее видом.
Понятия вины и умысла в противоправных действиях лица
Под виной в юридической науке принято понимать отношение лица к норме права, которая была нарушена, а так же к действию или бездействию и наступившим последствиям, с психологической точки зрения.
В зависимости от психологического составляющей виновного поведения, его принято разделять на умысел и неосторожность.
Под умыслом в праве подразумевают осознание противоправности деяния, понимание и предвидение его опасных последствий, а так же, при прямом умысле, желания их наступления, либо, при косвенном умысле, отсутствие желания наступления опасных последствий, но осознанное допущение их наступления.
Исследователи делят неосторожность, как один из видов вина, на легкомыслие и небрежность.
Легкомыслие подразумевает, что лицо просчитал вероятности наступления последствий своих действий/бездействий как опасных для другого лица/лиц или государства, но надеялся на отсутствие наступление таковых.
Небрежность подразумевает, что лицо, которое совершает определенные действия/бездействия не рассчитывает на наступление последствий, которые могут быть приравнены к опасным для общества, хотя имеет такую возможность.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_pravonarusheniy_i_ih_klassifikaciya/subekt_pravonarusheniya/
Административное правонарушение — состав и виды
Что включает в себя понятие административного правонарушения, признаки и административная ответственность
Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ
Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект
Событие административного правонарушения — это что?
Место совершения административного правонарушения
Отличие административного правонарушения от преступления: примеры
Что включает в себя понятие административного правонарушения, признаки и административная ответственность
Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Административным правонарушением является деяние, имеющее следующую совокупность характеристик:
— Противоправность. Предполагается, что посредством совершения деяния были нарушены какие-либо нормы, установленные законом.
— Виновность. Считается, что действие или бездействие реализовано при наличии вины, выраженной в форме умысла или неосторожности. Таким образом, виновное деяние осуществляется либо умышленно, либо по неосторожности (ст. 2.2 закона № 195-ФЗ).
— Наказуемость. Предполагается, что административное правонарушение влечет за собой ответственность, предусмотренную положениями закона № 195-ФЗ или нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Ответственность гражданина за административное правонарушение наступает по достижении им 16 лет.
Если административное правонарушение было совершено лицом старше 16, но младше 18 лет, оно может избежать административной ответственности при применении по отношении к нему положений законодательства о правах несовершеннолетних (ст. 2.
3 закона № 195-ФЗ). По итогам изучения материалов об административном правонарушении оформляется постановление о назначении наказания или о прекращении процесса.
С учетом сроков решения по делам об административных правонарушениях можно обжаловать.
Административное правонарушение: какая классификация признается КоАП РФ
Виды административных правонарушений систематизированы в разделе II «Особенная часть» закона № 195-ФЗ. Согласно имеющейся классификации, административное правонарушение может быть отнесено к одной из следующих групп правонарушений:
- посягающие на права граждан;
- посягающие на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое и общественное состояние;
- в сфере охраны собственности;
- в сфере защиты окружающей среды и использования природных ресурсов;
- в промышленной, строительной и энергетической сферах;
- в сельскохозяйственной, ветеринарной сферах, а также в области законодательства о мелиорации земельных ресурсов;
- в сфере использования транспорта;
- в области безопасности дорожного движения;
- в сфере связи и информационных технологий;
- в области предпринимательства и деятельности СРО;
- в финансовой и налоговой сферах, в области страхового дела и рынка ценных бумаг;
- нарушение таможенных правил;
- посягающие на институты госвласти;
- в сфере защиты госграницы РФ и обеспечения порядка нахождения на территории страны лиц без гражданства или граждан иной страны;
- против порядка управления;
- посягающие на установленный порядок в обществе и безопасность общества.
Юридический состав административного правонарушения: субъективная и объективная сторона, субъект, объект
Состав административного правонарушения — это регламентированный законодательными актами комплекс свойств, при обнаружении которых деяние квалифицируется как административное правонарушение. Наличие всех элементов состава представляет собой единственно возможное основание для применения ответственности за административное правонарушение.
Элементами состава правонарушения (т. е. установленными свойствами одного типа) являются:
- объект — комплекс отношений, установленных в обществе, нормы которого были нарушены в связи с совершением деяния;
- объективная сторона — характеристики деяния, отвечающие за внешнее выражение административного правонарушения;
- субъект — лицо (гражданин или организация), совершившее деяние;
- субъективная сторона — восприятие субъектом административного правонарушения итогов своих деяний (наказываются только виновные деяния, см. ст. 1.5 КоАП РФ, совершенные умышленно или по неосторожности).
Событие административного правонарушения —это что?
Согласно п. 1 ст. 24.5 закона № 195-ФЗ при отсутствии события административного правонарушения производство по материалам дела не начинается, а уже запущенный процесс разбирательства должен быть прекращен.
Событие административного правонарушения — это реальный факт совершения неким лицом деяния, за которое КоАП РФ предусматривает ответственность. Факт события должен быть зафиксирован в протоколе об административном правонарушении, так же как и описание места его совершения (п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ).
В дальнейшем такой протокол может быть представлен как источник доказательств по делу об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 закона № 195-ФЗ).
Место совершения административного правонарушения
Местом совершения административного правонарушения признается территория, географическая точка:
- где произошло деяние, нарушающее нормы, установленные КоАП, независимо от места наступления последствий такого нарушения;
- для нарушения длящегося вида — место обнаружения, пресечения противоправного деяния;
- в случае выражения нарушения в форме бездействия — место, где должны были быть реализованы предписанные действия или возложенная обязанность (подп. «з» п. 3 постановления пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005 № 5).
Материалы дела по такому нарушению рассматриваются по месту его совершения. Дело может изучаться по месту проживания лица, в отношении которого оно возбуждено, если такое лицо подаст соответствующее ходатайство (п. 1 ст. 29.5 закона №195-ФЗ).
Отличие административного правонарушения от преступления: примеры
Преступление — это, как и административное правонарушение, виновное и противоправное деяние. В отличие от административного проступка оно имеет дополнительные характеристики: опасность для общества (административный проступок — вредный, но не опасный) и назначение наказания за его совершение исключительно согласно Уголовному кодексу РФ от 13.06.1996 № 63 (п. 1 ст. 14 закона № 63-ФЗ). К уголовной ответственности привлекаются только физические лица.
Некоторые деяния могут походить на преступления, однако из-за своей незначительности не способны нести опасных последствий для общества, поэтому преступлением не именуются (п. 2 ст. 14 УК РФ).
Примером могут послужить мелкие хищения в форме кражи имущества, принадлежащего иному лицу. Если стоимость украденного таким способом не превышает 1 000 руб., такое деяние квалифицируется как административное правонарушение(примечание к ст. 7.27 закона № 195-ФЗ), если превышает — как преступление.
***
Таким образом, понятие и состав административного правонарушения регламентированы законом № 195-ФЗ. Указанные признаки административного правонарушения для его квалификации должны присутствовать одновременно.
Административное правонарушение (понятие, признаки, состав) отлично от других видов правонарушений, например уголовных. Однако в зависимости от степени нанесенного вреда одно и то же деяние может быть квалифицировано либо как административное правонарушение, либо как уголовное.
Источник: https://rusjurist.ru/administrativnye_dela/administrativnye_pravonarusheniya/administrativnoe_pravonarushenie_sostav_i_vidy/