Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ
Закон о контрактной системе предусматривает сразу несколько видов контроля со стороны различных органов. Обилие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют, а нередко и мешают нормальному рабочему процессу.
Вместе с тем, контрольные полномочия позволяют выстроить структуру межведомственного взаимодействия, способную повысить эффективность и качество контрактной системы на том или ином уровне.
Мы вновь сталкиваемся с тем случаем, когда в руки специалистов вложили инструмент, но как они им распорядятся – зависит от них самих.
Что такое ведомственный контроль в сфере закупок?
Ведомственный контроль в сфере закупок – это один из видов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Его основным отличием является то, что осуществляют его по отношению к заказчику не контрольные органы, а вышестоящие организации.
Предметом ведомственного контроля являются этапы:
- планирования;
- осуществления закупок.
Зачем нужен ведомственный контроль?
Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае — затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.
Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.
Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.
Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.
Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:
- постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
- повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
- снижение количества нарушений.
Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:
- Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
- Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.
Как осуществляется ведомственный контроль?
Практика ведомственного контроля основывается на общих принципах осуществления контроля в сфере контрактной системы и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Помимо данного документа вышестоящие организации утверждают собственные регламенты и порядки осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.
При разработке собственных регламентов учреждения детально описывают виды и этапы проводимых ими контрольных мероприятий, их порядок, сроки, права и обязанности сторон и прочие детали.
Когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что представители вышестоящей организации попросту не знают, что именно и как они должны проверять. Данная проблема решается довольно просто:
- вы не первые и уж точно не единственные, кто сталкивается с этими трудностями – найдите и возьмите за основу чей-нибудь готовый и наиболее подходящий порядок, изучите его;
- свяжитесь с коллегами из других ведомств, вышестоящих организаций или даже соседних населенных пунктов – не бойтесь общаться и консультироваться, это гораздо проще, чем самостоятельно «изобретать велосипед»;
- откройте Закон № 44-ФЗ и выпишите на лист обязанности заказчика – это именно то, что вам нужно проверить, — затем подумайте, как это сделать и какие документы вам для этого понадобятся;
- определите рамки своих полномочий – вы должны проверить все то, что предписывает Закон № 44-ФЗ и не выходит за рамки ваших полномочий.
Заключение
Ведомственный контроль – это крайне полезная вещь при наличии в вышестоящей организации специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний. Вместе с тем, многое зависит от того, какую позицию займет вышестоящее учреждение по отношению к своим подведомственным заказчикам.
Осуществлять контроль можно по-разному: путем тесного взаимодействия, сотрудничества и поддержки в интересах снижения количества нарушений, либо формальным путем — когда взаимодействие в вопросах госзакупок минимально, а подведомственные заказчики брошены один на один со своими вопросами и проблемами.
ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/548-osushchestvlenie-vedomstvennogo-kontrolya-v-sfere-zakupok-po-44-fz
Кто что контролирует в сфере закупок | Контур.Закупки
Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.
Правовое регулирование
Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:
Кого и как контролируют?
Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- операторы электронных площадок;
- уполномоченные органы;
- специализированные организации.
Действия этих участников также контролируются.
Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:
- планирование процедуры;
- проведение закупки вне зависимости от способа;
- исполнение контракта или каждого его этапа;
- отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.
Проведение проверок
Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.
А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.
Контроль со стороны Антимонопольной службы
ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.
В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:
Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.
При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:
- Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
- Квалификация участников и их работников.
- Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
- Репутация.
- Опыт работы.
При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.
Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.
Контроль Федерального казначейства
На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:
- Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
- Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.
Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.
Контроль ведомств
Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.
Контроль общественности
Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.
В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:
- дать независимую оценку итогам закупки;
- запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
- если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.
Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.
Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!
Контроль в оборонном заказе
В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС. При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.
Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kto-chto-kontroliruet-v-sfere-zakupok/
Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44? — Эксперт права
Компетенция указанных выше органов контроля в сфере закупок распределена достаточно сложным образом в зависимости от вида проверок и типа закупок.
Чтобы осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, лицо должно быть штатным сотрудником.
Таким образом, поскольку контрактный управляющий является должностным лицом заказчика, он, по моему мнению, должен состоять в штате заказчика, то есть быть его работником. Только в этом случае работник централизованной бухгалтерии может быть назначен контрактным управляющим. С 01.07.
2019 в ч. 2 ст. 99 будут внесены изменения. В новой редакции говорится, что контроль проводится в соответствии с утвержденным Правительством РФ регламентом.
В отношении каких лиц осуществляется контроль в сфере закупок
Финансовый контроль в сфере закупок осуществляется также в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности. Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
В отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд — орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок. В таком случае Федеральное казначейство на основании соглашений, заключенных в силу ч. 7 ст.
99 Закона о контрактной системе с органами управления государственными внебюджетными фондами, с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями муниципальных образований о передаче Федеральному казначейству полномочий по осуществлению контроля, будет вести контроль и в отношении финансовых органов и органов управления государственными внебюджетными фондами.
Что не подлежит контролю при проведении плановых и внеплановых проверок
Порядок осуществления контроля, предусмотренного частью 5 настоящей статьи, в том числе порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Структура администрации муниципального образования (департаменты, отделы) обычно устанавливается Советом народных депутатов.
Структурное подразделение (структурные подразделения), уполномоченное (ые) на определение поставщиков для заказчиков, осуществляющих закупки для нужд соответствующего муниципального образования, определяется на основании нормативно-правовой базы конкретного муниципального образования, в первую очередь его Устава.
Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Контроль в сфере закупок с 1 июля 2019 года
Так, образовательные организации вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. при совокупном годовом объеме закупок не более 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика, что составит не более 20 млн руб. в год.
В статье расскажем, кто занимается контролем в сфере госзаказа, в отношении кого он осуществляется и что из себя представляют плановые и внеплановые проверки.
Заметим, что как орган внутреннего государственного финансового контроля Федеральное казначейство осуществляет контроль в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд (ч. 9 ст. 99 названного закона).
ФЗ-44 различает несколько ступеней контроля за специалистами. Курировать государственные закупки могут не только властные инстанции, но и общественные организации и даже рядовые граждане.
Контроль за расходами на закупки товаров, работ, услуг
Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией устанавливается порядок осуществления контроля за соблюдением настоящего Федерального закона соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Минфин и Федеральное казначейство разработали контрольные соотношения для различных закупочных и финансовых документов. Проверьте по соотношениям, верно ли заполнили документы, прежде чем отправлять информацию и документы на контроль.
Контроль в сфере закупок можно подразделить на «внешний» и «внутренний». «Внешний» контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении не находящихся в их ведении или административной подчиненности заказчиков. «Внутренний» контроль осуществляется в отношении подведомственных заказчиков или самим заказчиком в отношении своих закупочных подразделений.
«Внутренний» контроль можно подразделить на ведомственный и контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком.
При отсутствии отметки органа контроля о соответствии информации, включенной в объект контроля, такие объекты контроля не подлежат направлению участникам закупок, а сведения о контракте не подлежат включению в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
В первую очередь хотелось бы остановиться на реализации полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее — ОВГ(М)ФК) в сфере закупок, предусмотренных Бюджетным кодексом и Федеральным законом № 44‑ФЗ.
Ведомственный контроль должен осуществляться в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
На федеральном уровне Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89.
Все государственные органы, ГК «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации должны утвердить регламенты осуществления внутреннего контроля.
Взаимосвязь двух отраслей законодательства должна повлечь за собой преемственность основных идей и принципов.
Законодательство о контрактной системе, по нашему мнению, должно способствовать исполнению бюджетного законодательства, которое регламентирует формирование и исполнение бюджетных расходов, включая контрактуемые расходы.
Однако изучение норм законодательства выявляет несоответствие между ними. В качестве примера можно привести разночтения в толковании полномочий ОВГ(М)ФК в сфере закупок.
В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить контрактным управляющим работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений?
Источник: https://prjekspert.ru/kto-osushhestvljaet-kontrolnye-funkcii-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok-po-normam-fz-44.html
Какие органы осуществляют контроль в сфере закупок по закону n 44-фз — Правовой мир
Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Кто является контрольным органом в сфере закупок?
Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.
Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.
ФЗ-44 различает несколько ступеней контроля за специалистами. Курировать государственные закупки могут не только властные инстанции, но и общественные организации и даже рядовые граждане.
Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст.
99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.
На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:
- Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий» от 2013 года).
- Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
- Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.
Разновидности контроля
С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.
Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.
Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.
Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.
Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.
Внутренний контроль
Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.
Законодательно не установлена форма такого внутреннего надзора, поэтому предпочтительный формат определяет сам заказчик. По ч. 15 ст. 95 44-ФЗ в случае обнаружения нарушений, совершенных поставщиком, заказчик обязан расторгнуть государственный контракт.
Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.
Общественный контроль
цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.
Надзорные мероприятия выполняются общественными объединениями, юридическими лицами и рядовыми гражданами. Они должны отслеживать соблюдение базовых принципов прозрачности и открытости госзакупок.
Их деятельность регламентируется ст. 102 44-ФЗ.
Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ.
Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.
В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.
Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.
Ведомственный контроль
Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.
Согласно последнему Постановлению Правительства №315 от 2017 года, контроль со стороны Федерального казначейства приостановлен до начала 2019 года. Эти полномочия переходят временно к ФАС.
В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:
- Соблюдаются ли ограничения и запреты.
- Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
- Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
- Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
- Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.
Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.
Функции и полномочия контролирующих инстанций
Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:
- Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
- Проведением согласования по закрытым процедурам.
- Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
- Общественным и финансовым контролем.
Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:
- Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
- Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.
В случае поступления жалобы на заказчика ФАС может приостановить заключение госконтракта (по ч. 7 ст. 106).
В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:
- Составить протокол об административном правонарушении.
- Выдать предписание об устранении правонарушения.
- Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.
ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.
Полномочия прочих контролирующих инстанций содержатся в их внутреннем регламенте. В частности, они осуществляют надзор за корректным определением идентификационных кодов в рамках госзакупок, составление плана-графика и корректного оформления извещения и пр.
Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране.
Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений.
При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
Источник: https://stepnoeadm.ru/prochee/kakie-organy-osushhestvlyayut-kontrol-v-sfere-zakupok-po-zakonu-n-44-fz.html
Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ
Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами. Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.
Контролирующие органы
В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:
- Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
- Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
- Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.
Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.
Контрольный орган в сфере закупок по 44-ФЗ: кто осуществляет надзор, субьекты проверки
Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.
Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.
Казначейский контроль в сфере закупок
В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.
Полномочия казначейства
Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:
- Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
- Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
- Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
- Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
- Установление начальной стоимости контракта.
- Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
- Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
- Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
- Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
- Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.
В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:
- Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
- Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
- Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
- Осуществление экспертизы.
- Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
- Оформление протокола о нарушении.
- Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.
В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.
Кого именно проверяют
С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:
- Госзаказчики, выполняющие закупки от имени РФ за счет денег из бюджета.
- Бюджетные учреждения, выполняющие закупки на основании части 1 статьи 15 ФЗ №44.
- Автономные или унитарные субъекты, осуществляющие закупки на основании части 4 статьи 15 ФЗ №44.
Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.
Перемены в 2018 году
Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено.
Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года.
Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.
Порядок осуществления мероприятий
Представители казначейства проверяют эту информацию:
- Лимиты обязательств на закупку.
- Выплаты на закупку, их размер и дату операции.
- Размер денежного обеспечения капитальных вкладов, предусмотренный соглашением о субсидиях на эти вложения.
- Значительное увеличение начальной стоимости контракта, переход за установленные лимиты.
- Соответствие кода закупки, прописанного в протоколе об установлении поставщика, коду, указанному в бумаге о закупке.
- Соответствие начальной стоимости контракта, указанной в проекте, цене, указанной в протоколе установления поставщика.
- Соответствие стоимости контракта и кода в реестре контрактов стоимости и коду, прописанных в условиях контракта.
Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.
Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.
Результаты контрольных мероприятий
По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:
- Составление протокола, в котором перечисляются обнаруженные правонарушения. Если обнаружены нарушения, лицо, участвующее в закупке, не вносится в информационную систему вплоть до выполнения предписаний.
- Проставление отметки о несоответствии информации/документов закону.
- Если в рамках проверки никаких нарушений не выявлено, субъект вносится в систему.
Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.
ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.
Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки
Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:
- Планы закупок. Размер спланированных трат не должен выходить за пределы обеспечения. В этом документе следует правильно перечислить все коды.
- Планы-графики. Начальная максимальная цена контракта не должна быть больше расходов, зафиксированных в плане закупок.
- Итоговый протокол. Стоимость контракта не должна быть больше начальной максимальной стоимости контракта, указанной в извещении.
- Контракт. Информация из контрактов (цены и коды) сверяется с той же информацией из итогового протокола.
Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.
Ответственность за нарушения
За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:
- Нарушение в сфере оформления документов по закупке. Лицо привлекается к ответственности на основании статей 7.29-7.32 КоАП РФ.
- Обнаружение ненадлежащих и неразумных трат предоставленных денег. Накладывается взыскание на базе статьи 15.14 КоАП РФ или 285.1 УК РФ.
Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.
Скопировать урл
Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/kaznachejskij-kontrol-v-sfere-zakupok/
Контрольный орган в сфере закупок по 44-ФЗ: его задачи, полномочия и функции
Регулирование контроля в госзакупках осуществляется главой 5 закона 44-ФЗ.
Кто осуществляет контроль в закупках
Согласно положениям ст. 99, функции контроля выполняются:
- федеральной и местной исполнительной властью;
- казначейством;
- Пенсионным фондом;
- антимонопольным органом (ФАС).
Исполнительная власть организует контроль за исполнением законодательства при осуществлении закупок, Пенсионный фонд контролирует закупки, в которых участвуют средства, привлекаемые из фондов соцстрахования, а антимонопольная служба проверяет заказчиков и поставщиков на соблюдение антимонопольного законодательства и принципов свободной конкуренции среди потенциальных исполнителей госзакупок.
Постановление Правительства №315 определяет, что функции контроля, возложенные ранее на казначейство, теперь выполняет ФАС, а казначейство только контролирует соответствие планируемого и фактически предоставленного заказчику финансирования, а также наличие информации из итогового протокола в проекте контракта. Постановление №1367 регулирует порядок контроля, осуществляемого казначейством в соответствии с частью 5 ст. 99 44-ФЗ.
Задачи и полномочия контрольных органов
Задачей контрольных органов является осуществление контроля в отношении:
- заказчиков;
- контрактных служб;
- закупочных комиссий;
- операторов онлайн-площадок;
- исполнителей контракта;
- посреднических фирм, организующих проведение отборочных процедур.
Заказчики проверяются на соблюдение закупочного законодательства и на соответствие фактического использования заказанных товаров, работ или услуг целям закупки, указанным в документации.
Контрактная служба и закупочная комиссия проверяются на соблюдение регламентов и Постановлений Правительства, регулирующих деятельность данного заказчика, а также на обоснованность начальной цены.
Операторы площадки проверяются на предмет соблюдения технических регламентов и сроков рассылки уведомлений участникам закупочной процедуры. Кроме того, оценивается работоспособность и закупочных площадок (ЭТП), ответственность за которую несут операторы.
Исполнителей проверяют также на соблюдение закупочного законодательства, на предмет аффилированности с ключевыми сотрудниками заказчика (особенно при закупке у единственного поставщика) и на наличие разрешений и лицензий, позволяющих поставлять требуемые товары или выполнять определенные услуги и работы по условиям контракта.
Специальных требований к посредническим фирмам, организующим конкурсы и аукционы, нет, но такие фирмы проверяют на соблюдение закупочного законодательства и соблюдение требований информационной безопасности, то есть неразглашения конфиденциальных сведений об участниках закупочного процесса.
Права контрольных органов
В целях реализации функций контроля уполномоченные органы имеют право:
- собирать данные о проверяемых объектах;
- затребовать у проверяемого лица все финансовые и отчетные документы;
- опрашивать сотрудников заказчика и исполнителя;
- проводить плановые и внеплановые проверки;
- составлять протокол об административных правонарушениях в области закупок;
- выносить предписания;
- инициировать разбирательство в арбитражном суде;
- приостанавливать закупочную процедуру до выяснения обстоятельств.
Сбор данных осуществляется как из открытых источников (баз данных юридических лиц, Росреестра), так и путем направления официального запроса, на который объект проверки обязан дать ответ. Плановые проверки проводятся ФАС не чаще, чем раз в три года, но внеплановые проверки могут быть проведены в любой момент по заявлению или жалобе заинтересованных лиц. Перед внеплановой проверкой проверяемый объект должен быть уведомлен не позднее, чем за сутки до визита сотрудников уполномоченного органа.
Предписание – это документ, содержащий обязательные для исполнения указания контрольного органа, а также рекомендации по их исполнению. Предписание имеет срок исполнения, по истечении которого проверяемое лицо должно направить в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания.
Для проверки контрольный орган может запросить:
- бухгалтерские документы;
- документацию о закупках;
- протоколы рассмотрения заявок;
- копии заключенных контрактов;
- регистрационные документы юрлица.
Закупочная процедура может быть приостановлена ФАС до объявления результатов конкурса или аукциона, если есть существенные основания полагать, что при подготовке к закупке были нарушены установленные нормы или законы.
Если обнаруженные нарушения влекут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность, контрольный орган может выписать протокол об административном правонарушении, а также инициировать судебное разбирательство в целях принуждения объекта проверки к возмещению ущерба и иным видам взыскания.
Виды контроля в закупках
Выделяют следующие виды контроля по осуществляющим его структурам:
- ведомственный;
- внутренний;
- общественный.
Ведомственный
Ведомственный контроль, согласно ст. 100 44-ФЗ, осуществляется федеральными и местными органами власти в отношении подведомственных им госзаказчиков по правилам, приведенным в Постановлении Правительства №89. Регламент ведомственного контроля разрабатывается самими контролирующими ведомствами. Например, Минобрнауки осуществляет ведомственный контроль закупок, проводимых образовательными учреждениями.
Примеры регламентирующих ведомственный контроль приказов можно посмотреть здесь.
Внутренний
Согласно ст. 101 44-ФЗ, заказчик обязан контролировать:
- надлежащее исполнение контракта победившим в закупке участником;
- предоставление льгот исполнителям, имеющим право на них.
Контроль над исполнением контракта осуществляется в виде мониторинга поставок или выполнения работ контрактной службой заказчика, а также оценки качества полученных товаров, работ или услуг.
Ряд исполнителей имеют право на налоговый вычет или на преимущества при рассмотрении заявок – к таким исполнителям относятся организации инвалидов, пенитенциарные учреждения и субъекты малого бизнеса.
Заказчик через контрактную службу и бухгалтерию должен следить за получением исполнителями всех положенных по закону преимуществ и льгот.
Общественный
Физические лица, а также некоммерческие объединения (НКО) граждан или юридических лиц имеют право:
- предлагать новые редакции статей закупочного законодательства;
- давать оценку эффективности закупочной деятельности заказчиков;
- проводить независимый анализ закупок;
- обращаться в ФАС и прокуратуру с заявлением о проведении внеплановой проверки;
- выступать в суде от имени пострадавших от злоупотребления в закупках лиц.
Члены НКО не имеют полномочий правоохранительных органов по истребованию закрытой документации заказчика, но могут обращаться в арбитражный суд с требованием приостановить деятельность заказчика или проведение закупочной процедуры до проведения прокурорской проверки.
Важно учесть, что частные лица и представители НКО при проведении расследований правонарушений в сфере закупок не должны разглашать сведения, составляющие гостайну или коммерческую тайну заказчика, а также личные данные физлиц (ч. 5 ст. 102 44-ФЗ).
(1 5,00 из 5)
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/kontrolniy-organ.html
Контролировать закупки по 44-ФЗ будут по-новому
Президент России подписал Федеральный закон от 01.04.2019 № 50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В чем суть документа?
Поправками предусмотрено совершенствование правового регулирования контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в частности, расширены контролирующие полномочия Правительства РФ в сфере закупок, изменены правила обжалования действий заказчиков.
Зачем потребовались такие поправки?
Цель изменений — повысить эффективность осуществления контроля в сфере закупок, что будет способствовать выстраиванию вертикали контроля.
Принятые меры позволят обеспечить формирование единых правил, методологии и практики осуществления контроля в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Кроме того, они позволят снизить коррупционные риски, связанные с совмещением в одном органе функций государственного управления в сфере закупок и контроля за его осуществлением.
Что поменялось в правилах проверок?
Правила контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях будут одинаковыми. Это позволит унифицировать порядок проведения проверок. Правительство определит основания, предмет, форму, сроки, периодичность проверок, порядок их проведения и оформления.
При организации контроля будут учитывать категорию риска, к которой относится заказчик или иной субъект контроля.
Кто будет осуществлять контроль?
Поправками скорректированы полномочия региональных и муниципальных контролёров. Региональные и муниципальные органы будут вести контроль за заказчиками, комиссиями и другими субъектами при проведении электронных закупок на этапе от размещения извещения до заключения контракта.
В исключительном ведении ФАС останутся только проверки операторов площадок.
Региональные контролёры смогут проверять муниципальных заказчиков и других субъектов контроля в плановом порядке, если органы местного самоуправления договорятся с властями субъекта РФ о передаче полномочий.
Как изменились правила обжалования действий заказчиков?
Снизится риск приостановки и отмены закупки из-за жалоб общественных объединений или объединений юрлиц. Такие заявления приравняют к обычной информации о нарушениях. Проверки по ним всё равно будут проводиться. При этом проверяющие не смогут использовать полномочия, предусмотренные в главе 6 Закона № 44-ФЗ.
Что ещё изменилось?
Расширен перечень оснований для возвращения жалобы без рассмотрения подавшему её лицу. Так, жалобу, поданную в контрольный орган в сфере закупок, вернут участнику, информация о котором включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Когда Закон № 50-ФЗ вступает в силу?
Документ вступит в силу 1 июля 2019 года.
Какие бизнесы умрут от пандемии
Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/484810/
Особенности казначейского контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок: контрольный орган, виды контроля и их особенности
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!
Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:
- Соблюдение объектом контрольных мероприятий бюджетного законодательства и прочих актов, касающихся бюджетного законодательства.
- Достоверность отчетности о выполнении различных программ.
- Соблюдение норм, касающихся формирования плана закупок (статья 18 ФЗ №44).
- Нормирование в области закупок, соответствие статье 19 ФЗ №44.
- Установление начальной стоимости контракта.
- Наложение ответственности на поставщика, если последний не выполнил условия контракта.
- Соответствие исполненной работы или предоставленной услуги тем положениям, которые содержатся в контракте.
- Своевременность фиксирования выполненной работы и ее результатов в документах.
- Соответствие работы и ее результатов целям, заявленным в контракте.
- Отсутствие фактов ненадлежащего расходования.
В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:
- Запрашивание всех сведений и документов, нужных для достижения целей проверки.
- Беспрепятственное посещение помещений, которые связаны с деятельностью предпринимателя.
- Требование о предъявлении продукции от поставщика, итогов исполненных работ.
- Осуществление экспертизы.
- Оформление предписаний об устранении обнаруженных правонарушений.
- Оформление протокола о нарушении.
- Подача иска в суд с целью аннулирования контракта.
В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.
Перемены в 2020 году
Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено.
Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года.
Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.
Кто имеет право осуществлять
Общественный контроль могут осуществлять:
- Граждане.
- Общественные объединения.
- Объединения юрлиц.
Согласно ст. 7 Закона «Об общественных объединениях» от 1995 года №82-ФЗ, объединения могут иметь форму общественной организации, фонда, движения, учреждения либо политической партии, органа общественной самодеятельности.
В обязанности государственных и муниципальных органов входит обеспечение указанным лицам возможности проведения контрольных мероприятий. Согласно принятому в 2014 году закону №212 от 2014 года, контрольными функциями были наделены общественная палата, палата субъекта РФ или муниципального образования.
Также общественный контроль могут осуществлять различные советы при федеральных и региональных органах власти, инспекции и наблюдательные комиссии и прочие объединения, созданные с указанными целями.
Данные субъекты общественного контроля наделены такими правами, как:
- Мониторинг закупочных мероприятий.
- Обращение с жалобой в ФАС или правоохранительные инстанции.
- Обращение в судебную инстанцию.
- Отправка предложений по совершенствованию системы закупок.
- Обращаться к заказчикам с запросами на получение нужной информации (в частности, о проведении торгов или исполнении контрактов).
- Публиковать отчеты о проделанной ими работе для всеобщего ознакомления.
Государственный и муниципальный контроль
К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.
Федеральные и муниципальные исполнительные органы имеют право проводить контроль закупок, за исключением области оборонного заказа и вопросов, относящихся к финансовому и казначейскому контролю.
Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.
Федеральными и муниципальными исполнительными органами, а также учреждениями Рособоронзаказа осуществляется контроль операторов электронных площадок, порядка проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.
Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:
- информации финансового обеспечения ;
- информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, в документации и информации в планах-графиках;
- проектов контрактов с участниками закупок и информации в протоколах определения исполнителей.
Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:
- требований к обоснованию и обоснованности закупок;
- нормирования;
- обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
- применения ответственности при нарушениях;
- соответствия результата закупки его описанию в контракте;
- надлежащего учета товара, работы или услуги;
- соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.
Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.
Как заказчикам отвечать на обращения в ходе общественного контроля
При получении такого обращения работайте с ним в соответствии с положениями Закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Отвечать на такие запросы необходимо всем заказчикам, а не только органам власти и местного самоуправления. Однако при подготовке ответов учитывайте требования законодательства о государственной, служебной, коммерческой тайне (см. Письмо Минэкономразвития России от 05.02.2016 N Д28и-193).
Зарегистрируйте поступившее обращение в течение трех дней с момента получения. Учтите, что не имеет значения, в какой форме сформулирован запрос — заявление, жалоба или предложение, отвечать надо на любые запросы (п. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 8 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).
Подготовьте ответ по существу
Источник: https://911urist.com/biznes/kontrol-v-sfere-zakupok-kontrolnyj-organ-vidy-kontrolya-i-ix-osobennosti.html