Как защитить ребенка от учителя в школе

Непедагогические методы: Как защитить своего ребенка от неприемлемого отношения в школе

Вы помните времена, когда учителя заставляли старшеклассниц смывать макияж, запрещали красить ногти, ругали за неправильно надетую форму? Так вот, они продолжаются. На днях в одной из конотопских школ завуч отрезала клок волосу у ученицы Дианы Московских, таким образом наказав ее за неопрятную прическу.

«Вона сказала: от зараз би сюди ножиці! І тут на другій парті сидів мій однокласник і каже: в мене є! Ну, він, може, думав, що вона пожартувала», — рассказала девочка в интервью ТСН. После инцидента завуч извинилась перед школьницей, и та ее простила.

«Мої однокласники вважають, що якби з ними це сталося, то їхні б батьки добилися, щоб її звільнили», — поделилась Диана, которую воспитывает одна бабушка. Реакция на школьный конфликт не заставила себя ждать и уже на следующий день после инцидента учительницу уволили.

Сейчас педагогический коллектив выступает в защиту своей коллеги, считая такое наказание для нее слишком жестоким. Психолог Мария Фабричева и юрист Ольга Просянюк комментируют ситуацию и рассказывают о методах экспресс-помощи ребенку в подобных случаях.

Мария Фабричева, психолог, семейный консультант-медиатор

Сторона 1. Учитель

Буду достаточно жесткой, но при всем уважении к педагогу, она — взрослый человек, она — учитель и должна понимать, что влияет на жизненные сценарии детей, а значит, должна заниматься профилактикой своей эмоциональной сферы.

Практиковать эмоциональную саморегуляцию можно дома хотя бы раз в неделю — педагог может «выкрикиваться», «выписываться», делать расслабляющую гимнастику для себя, обращаться за помощью к социальным службам, психологам, следить за своим психологическим состоянием, эндокринной системой — ведь все это влияет на жизни и психику учеников.

Мы не можем знать, что точно предшествовало инциденту, но абсолютно очевидно, что у педагога были накоплены негативные чувства и в один момент, как вспышка, вылились в такую драму. Считаю, что учителям из подобных ситуаций нужно делать выводы и заниматься собой, не допускать эмоционального выгорания и перегрузки.

Сторона 2. Школьница

Что касается девочки, важно понимать, что подростки крайне уязвимы. С одной стороны, подросток — достаточной взрослый и стремится к самостоятельности, с другой, он все же еще маленький и нуждается в поддержке.

И вот представьте, что стоит у доски девочка, уязвимая и еще незрелая личность (ответ у доски, особенно в наших школах, — это уже сам по себе стресс), как вдруг над ней совершают насилие.

А я настаиваю, что данный поступок учителя — это было насилие, потому что подойти к человеку и не дать ему права на оправдание, не дать ему права сказать «стоп» и отрезать часть волос — это акт насилия. Когда мы без спроса трогаем человека, когда мы без спроса лезем в душу, — это все насилие.

И, конечно же, это колоссальный стресс, а для девочки двойной — это называется «психологический тупик», когда человек замирает на доли секунды и ему кажется, что выхода нет. Потом ситуация развивается, но на психологическом уровне эта часть нас так и остается «застрявшей», и попав в похожие условия, мы снова и снова проживаем такой стресс.

Что важно в этой ситуации:

1. Ребенку в этой ситуации важно разъяснить, что не всегда с нами ведут себя не тактично по нашей вине, иногда это происходит по причинам, от нас не зависящим, — то есть это ответственность другого человека. Незаплетенные волосы — это вообще ни о чем. И говорить: «А вот заплела бы, ничего бы и не случилось», — это значит поддерживать насилие.

Ребенку нужно объяснить, что он имеет право останавливать насилие, говорить «нет», «стоп», «вы не имеет права так со мной себя вести», «извинитесь передо мной за то, что так себя повели», даже если перед ним человек гораздо старше. Нужно уходить от ложных убеждений, что взрослому нельзя слова поперек сказать.

Если взрослый применяет насилие по отношению к ребенку, то он априори неправ.

2. Девочка проявила великодушие, простив преподавателя, но внутри у нее остались непрожитые чувства. И если мы говорим о психологической помощи подростку, важно разрешить ему в защищенной атмосфере выразить свой гнев. То есть ребенок приходит домой, рассказывает родителю эту историю.

Подумайте, что бы вы чувствовали на месте ребенка? Стыд, страх, гнев, обиду, печаль И эти чувства нужно помочь ребенку выразить и прожить. Пусть он или она потопает ногами, покричит, поплачет — нужно разделить с ребенком эти чувства и дать ему поддержку.

Детям очень важно знать в этот момент, что родитель его принимает любым.

3. Дальше нужно спокойно разобрать ситуацию: что случилось, как это произошло — таким образом ребенок получает поддержку от родителей, готовых его всегда защитить. Он должен знать, что родители на его стороне.

К сожалению, у многих наших родителей есть неведомый страх перед учителями и благоговение, мол, учитель всегда прав — это все пережитки советской школы, это ложное убеждение. Педагог такой же человек, как и все.

И в этом контексте имеет смысл прийти поговорить с учителем, прояснить ситуацию и настоятельно попросить, порекомендовать, потребовать, чтобы больше он не смел проводить подобные акты по отношению к ребенку.

Сторона 3. Ученик

Роль мальчика, который дал ножницы, тоже очень важна. Ребенка просят дать ножницы, он их дает, и ними отрезают волосы его однокласснице. Можно предположить, что если не проговорить этот момент с мальчиком, то в нем глубоко укоренится чувство вины. А чувство вины всегда находит сценарий наказания во взрослой жизни.

И такие мальчики потом находят тех, кто их будет наказывать, будут слишком угождать, считая, что когда-то совершили нечто ужасное. Поэтому с ребенком, невольно ставшим союзником в таком акте насилия, тоже нужно проговорить эмоции, разделить свои чувства и научить его как минимум говорить «нет», а еще лучше задавать вопрос «зачем?».

Потому что мы имеем право прояснять то, что нам непонятно, если у нас что-то просят и даже если нам всего 12 лет, например. И я акцентирую, что это не про хамство, это про здоровые взаимоотношения, которые подразумевают уважение к личности.

А если мы не учимся этому в детстве и получаем послание мира, что нас можно обижать и не уважать, то мы очень тяжело и долго добираем это все во взрослой жизни.

Действительно ли увольнение — это настолько радикальный метод в такой ситуации, разбирается Ольга Просянюк, управляющий партнер Адвокатского объединения «AVER LEX».

В Законе Украины «Об общем среднем образовании» предусмотрено, что педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеющее соответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, а физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях системы общего среднего образования (ст. 24).

В ЗУ «Об образовании» указано, что педагог должен соблюдать нормы педагогической этики, морали, уважать достоинства ребенка, ученика, студента (ст. 56). Такая же норма предусмотрена и в Типичных правилах внутреннего трудового распорядка для работников учебно-воспитательных заведениях Министерства образования Украины, утвержденных Приказом Министерства Образования Украины №455 от 20.12.93 г.

Ученики имеют гарантированное право на защиту от любых форм эксплуатации, физического и психического насилия, от действий педагогических, других работников, нарушающих права или унижающих их честь и достоинство (ст. 51 ЗУ «Об образовании»).

За нарушение трудовой дисциплины педагогическими сотрудниками Типичными правилами внутреннего распорядка предусмотрены два вида наказания – выговор или увольнение. При чем увольнение возможно только при наличии двух выговоров в течении года. Никакого другого вида ответственности за нарушение трудовой дисциплины для сотрудников учебных заведений законодательством Украины не предусмотрено.

Указанные действия завуча полностью подпадают под вышеуказанные статьи, поскольку явно нарушают права ученицы, а также унижают ее честь и достоинство.

Что же в таких ситуациях следует делать ученикам и их родителям?

Во-первых, нужно написать жалобу на преподавателя на имя директора учебного заведения, с описанием ситуации которая сложилась.

Во-вторых, если жалоба на имя директора не возымела никакого эффекта, нужно обращаться с жалобой и на преподавателя, и на директора уже в районное управление министерства образования с целью проведения проверки и в дальнейшем применения к ним санкций, предусмотренных действующим законодательством Украины.

Источник: https://womo.ua/kas-zashchitit-svoego-rebenka-ot-nepriemlemogo-otnosheniya-v-shkole/

Как защитить ребенка от учителя в школе

Все мы знаем, что в России есть «Закон об образовании». Но когда в школе у ребенка возникают какие-либо проблемы, мы часто теряемся и не знаем, что делать. В «Законе об образовании» есть ответы на многие вопросы, которые возникают у родителей.

Можно ли вообще не отдавать ребенка в школу?

Да, можно. В законе (ч.3 ст.52) сказано, что каждый имеет право на домашнее образование. И эта норма закона никак не связана со здоровьем ребенка.

В каком возрасте надо отдавать ребенка в школу?

В первый класс обычно принимают детей 6,5-8 лет. Но тут возможны варианты в зависимости от здоровья и способностей ребенка.

На каком основании могут оставить на второй год?

Если ребенок по итогам года имеет две неудовлетворительные отметки, то он может быть оставлен на второй год или переведен в класс коррекции.

» Если у ребенка одна двойка, то по согласованию с родителями он может быть переведен в следующий класс.

В этом случае родители берут на себя ответственность за то, что ребенок исправит отметку в течение года.

Возможен ли отказ в переводе в другую школу?

По закону администрация не может возражать против того, что ребенок перейдет в другое учебное заведение. Но на практике переход возможен только в школу соответствующего уровня (например, переход 10-классника из обычной школы в физико-математическую мало вероятен). Кроме того, необходимо согласие директора той школы, куда ребенок хочет перейти, и наличие там свободных мест.

Как защитить ребенка от несправедливых придирок и грубостей со стороны учителей?

В статье 15 «Закона об образовании» говорится: «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства воспитанников и педагогов. Применение методов физического и психического насилия не допускается». Если об этой статье закона напомнить учителю, то думается, что никто не захочет нарушать закон. Просто учителя часто не задумываются о законности своих действий.

» Если ребенок регулярно жалуется на грубость и нападки со стороны учителя, надо ставить вопрос о профнепригодности учителя.

Кто несет ответственность за здоровье детей в школе?

Школа. Расписание уроков должно составляться с учетом медицинских указаний. Должен быть предусмотрен перерыв для завтрака, нагрузка должна соответствовать возрасту ребенка. В школе должны проводиться соответствующие медицинские и профилактические мероприятия.

Можно ли отказаться от участия во внешкольных мероприятиях?

Можно. В законе (ч.14 ст.50) указано, что ученики гражданских школ не обязаны посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом.
В ч.15 ст.50 Закона говорится о том, что не допускается принудительное вступление учащихся в общественно-политические организации и привлечение к деятельности этих организаций.

Почему увольнение учителя из конотопской школы – это оправданное решение

Вы помните времена, когда учителя заставляли старшеклассниц смывать макияж, запрещали красить ногти, ругали за неправильно надетую форму? Так вот, они продолжаются. На днях в одной из конотопских школ завуч отрезала клок волосу у ученицы Дианы Московских, таким образом наказав ее за неопрятную прическу.

«Вона сказала: от зараз би сюди ножиці! І тут на другій парті сидів мій однокласник і каже: в мене є! Ну, він, може, думав, що вона пожартувала», — рассказала девочка в интервью ТСН. После инцидента завуч извинилась перед школьницей, и та ее простила.

«Мої однокласники вважають, що якби з ними це сталося, то їхні б батьки добилися, щоб її звільнили», — поделилась Диана, которую воспитывает одна бабушка. Реакция на школьный конфликт не заставила себя ждать и уже на следующий день после инцидента учительницу уволили.

Сейчас педагогический коллектив выступает в защиту своей коллеги, считая такое наказание для нее слишком жестоким. Психолог Мария Фабричева и юрист Ольга Просянюк комментируют ситуацию и рассказывают о методах экспресс-помощи ребенку в подобных случаях.

Мария Фабричева, психолог, семейный консультант-медиатор

7 советов учителям, как предотвратить школьную травлю и защитить детей

Даже в большой семье братья и сёстры не всегда живут мирно, а в школе все и вовсе собраны по случайному принципу. Понятно, что конфликтов не избежать. И здесь всё зависит от взрослого. Что делать учителю, чтобы класс не стал пристанищем ада, а дети не травили друг друга и могли уживаться и учиться вместе, — Ксения Букша.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

1. Атмосфера в детском коллективе — забота взрослых

Фрагмент картины Фредерика Моргана

Первое, что нужно чётко понимать: дети не разберутся друг с другом сами. Они не самоорганизуются в разумные и добрые сообщества. Это ответственность взрослого. В конце концов, даже в большой семье дети не просили друг друга рожать, а уж в школе они вовсе собраны вместе случайно.

А раз уж мы их воспитываем или учим вместе — то и будем добры не считать их взаимоотношения их личным, сугубо внутренним делом. Это было бы просто нечестно. Дети могут стать дружным классом, дружной семьёй или командой — или хотя бы не конфликтовать — только если есть взрослый, который отвечает за этот коллектив и прицельно занимается атмосферой в нём.

Необязательно все должны дружить, но сохранять лояльность и жить цивилизованно — очень важно.

2. Учим на примерах

Фрагмент картины Франческо Бергамини

Стоит регулярно находить время, чтобы учить правильному поведению. Говорить в общем, на отвлечённых примерах, о таких вещах, как эмпатия, великодушие, сочувствие или бесчувственность, травля и хамство, дружба и ненависть, равнодушие и взаимовыручка. Годятся и примеры из художественной литературы и кино, и случаи из жизни.

На чью сторону встал бы я? Присоединился бы к травле или не побоялся бы стать защитником? Какой бы у нас был остров — как в «Таинственном острове» или как в «Повелителе мух»? И ещё конкретнее: каких людей я понимаю, а каких не очень? Как сказать лучше: так или так? Вот такая фраза — хамство или нет? Что лучше ответить, предпринять в той или иной ситуации?

Эмпатии надо учить, а тяжёлые случаи предотвращать легче, чем лечить. Пусть дети задумываются об этих вещах чаще, даже если они неактуальны. Желательно, конечно, начать как можно раньше и примеры брать, не связанные с текущей жизнью коллектива. Но если острые моменты уже есть, о них нужно говорить в первую очередь безоценочно, но внятно и прозрачно.

3. Внимание к процессу

Фрагмент картины Артура Элсли «Дни отдыха»

Представьте себе: если бы мы попали, скажем, на Северный полюс, необитаемый остров или в какое-нибудь замкнутое пространство (в космическую ракету, летящую на Марс и обратно), то мы бы знали, что нам предстоит провести вместе долгое время, и есть риск свихнуться и поубивать друг друга, и постарались бы этого не сделать. Ситуация семьи, а тем более класса, не такая экстремальная, но и здесь бывает свой ад и своё дно.

И чтобы его избежать, для начала надо обязательно сделать атмосферу в коллективе своим приоритетом и общим делом. Будем постоянно обращать внимание — своё и детей — на то, как происходит процесс общения, причём делать это не тогда, когда всё уже плохо, а когда всё (ещё) более-менее штатно. Конечно, мы не можем и не должны мониторить все ссоры, разруливать любую мелочь.

Но если мы что-то заметили, то вмешаемся быстро и точно.

Пример: поссорились мальчик и девочка (4 класс). Мальчик во время игры позволил себе не очень тактично высказаться о её умственных способностях, а девочка в ответ собрала подружек и разожгла настоящую травлю умника.

После вмешательства взрослого выяснилось, что мальчик вообще не заметил, что оскорбил: по его мнению, фраза звучала вполне невинно. После объяснений он понял, на что обиделась девочка и почему её реакция была такой сильной, и сам захотел попросить прощения. Ну а девочка и сама поняла, что переборщила, и наедине признала, что не права.

Осталось только убедить её, что она тоже может извиниться без ущерба для самолюбия. В следующий раз им будет проще, потому что есть похожий опыт; ну а после 10-20 раз девочка просто посмотрит на мальчика страшными глазами, а мальчик буркнет: «Ой, прости, я не то хотел» — и конфликт будет исчерпан.

А может, они просто перестанут играть вместе, потому что настолько не похожи, что постоянно цепляются друг за друга. Это тоже хороший результат!

На самом деле на такие вмешательства не требуется много времени, но требуется кое-что посложнее: хорошо понимать, на что способны тот и другая, уметь восстановить по обрывочным репликам весь ход истории, а потом пообщаться с конфликтующими сторонами и разобраться, что каждый из них на самом деле имел в виду. Этим стоит заниматься.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как делится материнский капитал при разводе супругов

4. Чёткие и понятные всем правила

Фрагмент картины Чарльза Ханта

В любом коллективе, даже в семье с несколькими детьми, обязательно должно быть местное законодательство — правила общения, которые соблюдают все, включая взрослых. Впрочем, равноправию тут не место: так как взрослый отвечает за детей, то у него и права есть особые. Но многие другие правила (например, извиняться, если накричал) — должны соблюдаться и нами.

Какими должны быть эти правила:

  • Справедливыми и хорошо сформулированными. Например, для маленьких: «В нашем классе никто никого не бьёт и не обижает. Пожаловаться взрослому на драчуна — не значит ябедничать».
  • Учитывающими потребности детей. Например, в семье у каждого должно быть место, где он может побыть один, чтобы его никто не трогал. А вот в классе — мы не вправе требовать, чтобы каждый дружил и сотрудничал с любым другим учеником, так как есть симпатии и антипатии.
  • Мы должны быть в силах следить за их выполнением, не нависая над детьми и не шпионя за ними. Если мы пытаемся запретить, например, хамство и тонкий троллинг, то мы неминуемо увязнем в разборках и словопрениях. Такие вещи не убираются прямой наводкой.

5. Жить в потоке

Фрагмент картины Николая Беляева «Счастливые»

Задача насаждения добрых нравов, да и сплочения детей достигается не в пример легче, когда семья или группа детей живёт в потоке. У них общие цели, которые нужно достигать совместно. Это может быть поход, проект с распределением задач, хорошо организованная и спланированная помощь тому, кто действительно в ней нуждается, и именно такая, которая нужна.

Жизнь предоставляет много всевозможных задач, которые можно решать вместе с детьми. Только решать их надо не для галочки, а всерьёз, иначе не сработает. Раздельный сбор мусора? Шефство над стариками? Работает и простая взаимовыручка: стоит учить детей быть в курсе проблем друг друга.

Кто-то не справляется с математикой, кто-то сломал ногу, а у кого-то настоящая трагедия, и помочь нельзя, но нужно прийти и сказать нужные слова (которым детей тоже важно научить).

Жить в потоке — значит обращать внимание на жизнь друг друга, иметь маленькие и большие общие цели. А замечать эти цели и планировать время на них будет взрослый. Напрасно некоторые думают, что в ситуации современного цейтнота, в который загнаны многие школьники, невозможно найти время на такие вещи. Вполне возможно. Но дети не могут начать делать это сами. Лучше научить их обращать внимание на проблемы мира и друг на друга, чем жаловаться на их чёрствость.

6. Нет — конкуренции, да — сотрудничеству

Фрагмент картины Франсиско Гойя «Качели»

Из предыдущего пункта вытекает ещё одна очень важная вещь: современных детей лучше бы поменьше стравливать. Они и так без конца конкурируют, настроены на победу, выигрыш и расталкивание друг друга локтями.

Трудновато научить эмпатии четвероклассника, который весь май ходит на олимпиады в крутые школы, куда поступают только первые 30 человек из 250. Трудновато, но возможно — если всё-таки в его жизни будет не только соперничество, но и сотрудничество.

Даже хорошие шахматные тренеры знают, как важно иногда играть в команде.

В школе, где учится мой старший сын, принято рассаживать детей четвёрками и давать им работать в группе, распределяя задания между собой. Это делается на разных уроках, и на математике, и на технологии. Чем больше дети сотрудничают, тем лучше они будут понимать, как условно на самом деле соперничество.

Стоит объяснять детям, что выигрыш и проигрыш — дело во многом условное и что судьбу решает не только это, но и даже больше способность находить друзей, принимать и получать помощь. Примеров очень много, в том числе и в сети.

Я часто рассказываю детям, как мои френды в фейсбуке собирают деньги на какую-нибудь большую беду; или о том, как всем миром ищется семья для ребёнка, потерявшего родителей.

7. Можно не участвовать, но быть вместе

Фрагмент картины Фредерико Оливы

Подчеркну ещё раз: коллектив не обязан быть дружным, а каждый участник — не обязан поддерживать непрерывный контакт с другими. У каждого должно быть право не участвовать в общении. Невозможно предписать дружить или сотрудничать. Можно только обязать не мешать другим. Конечно, если речь не о ситуации похода, где заранее распределены обязанности. Жить в коллективе можно и одному, если так комфортнее. И такого человека важно тоже считать частью сообщества.

Так сложилось, что во многих группах или классах, в которых училась я или мои дети, находился один человек с аутизмом. Отношение к такому человеку для меня было чётким маркером атмосферы в этом коллективе.

Речь даже не о травле, а о том, насколько ребёнок с аутизмом ощущал себя частью сообщества — молчаливой, не участвующей, иногда неудобной, но всё-таки частью.

Когда коллектив готов интегрировать даже того, кто как будто не в нём, — такой коллектив действительно жизнеспособен, а его участники по-настоящему учатся эмпатии.

Источник: https://mel.fm/detskaya_psikhologiya/7093528-kindness

Как защитить своего ребенка от травли в школе? Удачный опыт московской мамы — СОЗНАТЕЛЬНО.РУ

Наталья Цымбаленко: Самое важное, что я поняла в этой ситуации – во многом это моя вина: я долго не вмешивалась, слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться».
Забегая вперед – на конец января у нас в классе нет проблем с буллингом. Нет, потому что в ситуацию вмешались родители. Ну, то есть я. Это анонс финалочки, а сейчас сам рассказ и своеобразная памятка для тех, чьи дети попадают в аналогичные ситуации.

Мой сын после младшей школы поступил в гимназию (на тот момент). Дети разные, кто-то активный, кто-то стеснительный – обычное дело. Быстро сформировался костяк класса, так называемых «крутых», которые, стали цепляться к «некрутым».

Ну, например, мой сын-пятиклассник приносил в школу лего и пластилин – «фу, некрутой». Это повод для насмешек, обзывательств. Имя сына – Петя, его стали обзывать «Педя», сын тушевался и не знал, что сказать в ответ. Он уходил от конфликтов, боялся драк и громких разборок – «некрутой».

Но, как я теперь (изучив множество литературы на тему буллинга) знаю, повод может быть абсолютно любой и, даже убрав якобы причину травли, буллинг не прекратится.

Какие есть способы решения конфликтных ситуаций в 11-12 лет? Он и несколько таких же мальчишек стали просить помощи у классного руководителя. Реакция? Классная в разговорах с родителями рассуждает на тему, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам». Родители зачинщиков все как один кричат в родительском чате, что их дите «святое», на них наговаривают, а «ваши сами спровоцировали».

Я верю педагогу, не вмешиваюсь. НО – нанимаю сыну персонального тренера по фехтованию/мечевому и рукопашному бою.

И, знаете ли – сработало в части убрать боязнь конфликтов. Драться Петр теперь не боится и может. От него понемногу отстали. А от остальных «некрутых» нет.
И мало того, осенью прошлого года его лучший друг, с которым он сдружился на теме «некрутости» попадает в ситуацию уже денежного развода со стороны «крутых» одноклассников.

До этого в анамнезе класса у остальных «некрутых» одноклассников уже были истории с отъемом вещей (учебники, портфели прятали – и вроде как это не разбой, а шутка); порчей вещей; подкладыванию бутылки с мочой в портфель; стягиванию штанов в раздевалке, фотографированию и выкладыванию в соцсети. Классная все также не видела проблем. Ну, максимум проводила беседы на тему «давайте жить дружно».

И тут нашего лучшего друга Мишу дважды «разводят на деньги» одноклассники, обещая купить тому вейп и не покупая его. Ведь если хочешь быть крутым – ты должен курить вейп! Маме Миши «святые дети» просто хамят и рассказывают, что ее сын «гидроцефал». Мама ученика, взявшего деньги говорит еще прекраснее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп».

Ну, в общем ситуация великолепна. А тут еще один из одноклассников сына на своей странице вешает фотожабы на Петра, веселясь на тему того, что сын стал «качаться». И «Остапа понесло».

Действия

1. Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребенка из школы. В итоге нас стало трое – три мамы, которые были готовы писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала все факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит.)) И села писать заявление.

Факта, к которым я могла предъявить конкретные доказательства, осталось два.

– Переписка участников истории с вейпом и эккаунт одноклассника, где было видно, что он состоит в группах, торгующих вейпами, и, более того, сам их продает.

– Фотожабы на Петю и скрины с эккаунта, где эти фотографии были размещены.

2. Попросила классную о встрече с директором школы и родителями учеников, травящих других одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством, отказывается от класса и т. д. Родители «святых детей» стали там же возмущаться уже в мой адрес и требовать линчевать за то, что довела классную.

3. Встречу с директором не назначили. Классная утверждала, что та очень занята. Но позовет психолога и соцработника. Ок. Мы (три мамы и мой муж) пришли. С настроем, что это для проформы.

Был отдельный трэш!)) Родители кричали уже на меня, хватали мои вещи со стола, переходили на личности. Лейтмотивом звучала миллион раз повторяющаяся фраза «Вы не докажете!».

Я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду запускать его официально. Представители школы делали круглые глаза и говорили – какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится. А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!».

Я честно посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придет по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в ее стенах торгуют курительными веществами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

4. Утром я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте. И тут оказалось самое интересное – она была не в курсе. Ни собрания с родителями, ни ситуации в классе.

Ок, я это предвидела. Поэтому и позвонила.)) Сказала, что принесу заявление. Назначили время – когда.

5. Мое прекрасное произведение – заявление на 20-ти с лишним страницах я отправила по «е-мылу» на адрес школы, на адрес председателя Управляющего совета школы, отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет. Записала номера входящих.

6. Написала пост в соцсетях. Получила много дельных советов. Но и безнадежных историй тоже. Решила, что надо таки идти до конца. Даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдем предварительно «раздав всем сестрам по серьгам», а не с культивированным чувством виктимного отношения к жизни. Еще раз напишу, что это все мы проговорили с сыном. Он не хотел уходить из школы из-за Миши.

7. Написала маме ученика, рисующего фотожабы, что хочу встретиться до того, как подам на них в суд. Была послана со словами «Встретимся в суде!».

8. Восемь – восемь (!) человек встречалось со мной и мужем (ну, ладно, мама Миши тоже была) в кабинете директора. Помимо представителей школы, были еще председатель управляющего совета и представитель департамента образования. Школа включилась. Ну, сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: «А вы не хотите забрать своего сына?!».

Я честно запретила даже предлагать мне такие советы – этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. «Не надо памятку!» – взмолилась школа.)))
9.

 Здесь отдаю должное школе, процесс пошел – в классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении.

Отдельно по двум фактам встречались с родителями, инспектором по делам несовершеннолетних (прекрасная девушка!!) и нами.

Деньги в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учет. Бормотали: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд», – это на фотожабы. На мой вопрос маме – понимает ли мама, что если я говорю, что пойду в суд, то это значит, я туда пойду, а не просто сотрясаю воздух, – кивали и угукали. И надо же – никто не хамил.))
10.

 Класс (а я имею в виду и детей, и родителей) замер. В таком, знаете ли, нейтралитете. Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться и, может, тогда с ним дружить будут». А что мы пойдем прекрасным бюрократическим путем писем и жалоб. Все сразу научились культуре, одергивают желающих рисовать фотожабы, не достают окружающих.

Ну, красота же? ))

11. Уже в этом году мне звонили из управы и сказали, что готовят ответ на мое заявление со списком проведенных мероприятий; звонил представитель депробра узнать, довольна ли я ситуацией в классе.

12. Поживем увидим, что будет дальше

И вывод – ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной. Поэтому – подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру.

Мне нравится нейтралитет. А на сколько его хватит – посмотрим. Главный мой меседж всем был таков: «Я не приходила в школу все эти три года – сделайте так, чтобы я и дальше не приходила!» 

Источник: https://soznatelno.ru/kak-zashhitit-svoego-rebenka-ot-travli-v-shkole-udachnyj-opyt-moskovskoj-mamy/

Защита прав школьников и родителей

Переход к школьному возрасту является поворотным моментом в жизни ребенка. Еще вчера его хвалили за хороший сон и аппетит, а сегодня предъявляют требования. Зачастую ему грозят конфликты не только с одноклассниками, но и с педагогами.

Какие права есть у учеников и их родителей? Как защитить детей от произвола в школе? В действительности, закон предусматривает множество вариантов борьбы в таких столкновениях.

Уголовная ответственность

Первое, что совершенно неприемлемо в отношении ребенка (за любое его поведение) – это меры физического воздействия.

Люди «старой закалки» до сих пор иногда считают, что «хорошая отцовская порка когда-то из них самих сделала человека», однако согласно Уголовному Кодексу такие действия попадают, как минимум, под статью «побои», а при систематических действиях – «истязание».

Даже «символический» шлепок или удар указкой формирует состав преступления. Предусмотренное наказание – вплоть до лишения свободы.

Если же ребенок столкнулся с насилием со стороны одноклассников, то их можно привлечь к ответственности с 16-ти лет – во всех случаях, и с 14-ти – если ими причинен умышленный тяжкий или средней тяжести вред здоровью.

Куда жаловаться? В органы полиции. Хотя, конечно, если правонарушитель не садист, и примирение реально, то можно решить проблему через личную беседу с педагогом, администрацией школы или представителем департамента образования.

Административная ответственность

Еще пару лет назад оскорбление также считалось уголовно наказуемым деянием, но сегодня перенесено в Кодекс об административных правонарушениях и влечет наложение штрафа. Вместе с тем, оно является частым явлением в школе, со стороны, как учителей, так и учащихся.

Дети несут наказание за административные проступки с 16-летнего возраста. Кроме того, если школьник столкнулся с произволом со стороны одноклассников, то возможно привлечение к ответственности их родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей по воспитанию своего ребенка.

Дисциплинарная ответственность

Помимо уголовного или административного наказания, педагогу грозит и увольнение за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося.

Увольнение возможно по инициативе работодателя, однако и родители школьников могут этому посодействовать. Так, например, прокурор Дергачевского района Саратовской области вынес представление в адрес директора школы с требованием освободить от должности педагога, оскорбившего ученика.

Гражданско-правовые вопросы

Помимо всех вышеуказанных вариантов воздействия, можно дополнительно наказать учителя или родителей одноклассника «рублем». Ведь пострадавшему, как минимум, причинен моральный вред. Конечно, его компенсация в нашей стране на сегодняшний день остается символической, но даже сумма тысяч в пять будет неприятной потерей для среднестатистической семьи и заставит нарушителя задуматься о своем поведении в будущем.

Остановимся и на столь часто встречающейся ситуации, как денежные сборы с родителей на нужды школы или отдельного учителя. Согласно Конституции каждый гражданин России имеет право на бесплатное основное общее образование.

И если учебное заведение – государственное или муниципальное, то любые финансовые требования незаконны.

Однако, если школа – частная, то здесь уже действует ГК РФ и его нормы об оказании услуг, а права и обязанности сторон, касающиеся оплаты, должны быть предусмотрены в договоре.

Нередко встречается и занижение оценок учащемуся. Верным решением в данной ситуации будет обращение к директору школы с заявлением о назначении комиссии для проверки знаний ученика. Только, конечно, в таком случае родителям надо быть уверенными, что их ребенок справится с этой задачей.

В заключение

Не надо бояться, что детям станет хуже от вмешательства взрослых: опыт показывает, что в результате активной борьбы произвол прекращается. Педагоги не хотят жалоб в свой адрес, не на пользу это и школе. Если же речь идет о тирании со стороны одноклассников, то их воспитанием, наконец-то, займутся родители.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как продлить алименты после 18 лет

Источник: http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/1578653_pravovye_metody_zashchity_detey_ot_proizvola_v_shkole

Как защитить своего ребенка от унижений одноклассников и учителей

Травля в школе – явление, присущее в основном детям от 8 до 12 лет. Это основная проблема педагогов, наблюдающих за классом каждый день, а также родителей, чей ребенок этому подвергается. Психологи называют такое поведение детско-юношеской болезнью.

Травля (буллинг) – групповое насилие детей, как правило, над одним из одноклассников, который чем-то им не нравится. Оно может быть физическим, когда ребенка бьют, удерживают силой, ломают его вещи, или моральным – оскорбления, открытое игнорирование, высмеивание в глаза.

Травлей считается действие, включающее:

  • нападение группой;
  • насилие в любой форме;
  • систематическое воздействие на одного и того же одноклассника.

Буллинг опасен для ребенка, над которым издеваются, так как у него:

  • сильно снижается самооценка;
  • появляется масса комплексов;
  • формируются депрессии и фобии, так как он начинает верить, что заслуживает такое отношение;
  • может возникнуть неконтролируемая агрессия, которая ничем хорошим не закончится для обидчика;
  • появятся проблемы с общением.

Порой моральную травму родителям и учителю заметить сложнее, чем физическую, но она наносит не меньше вреда неокрепшей психике ребенка.

Кто в группе риска

От травли в школе никто из детей не застрахован: ни отличник, ни двоечник. Но из практики известно, что в группу риска входят дети:

  • с внешними физическими или умственными дефектами и особенностями;
  • из бедный или неполных семей;
  • с речевыми отклонениями;
  • в очках, со скобами на зубах, с лишним весом;
  • новенькие из другой школы – самый частый объект буллинга.

Родителям таких детей нужно обращать особое внимание на поведение сына или дочери после школы.

Кто травит и почему

Травлей занимаются обычно:

  1. «Плохиши», с которыми коллектив класса не хочет иметь дела, но они пытаются за счет других детей, имеющих какие-либо отличия от остальных, возвысится и занять позицию главных.
  2. Популярные дети, находящиеся всегда в центре внимания.
  3. Учителя, для которых не чуждо демонстративное унижение ученика в присутствии остальных детей.

Они это делают потому, что могут, в силу своей власти или физического превосходства. Во взрослом возрасте эти дети отвечают, что не понимают, зачем это делали или утверждают, что объект травли получал по заслугам. А учителя продолжают также унижать учеников, пока не получат выговор или увольнение.

Детей в классы набирают разных, учитывая только их год рождения, поэтому и возникают разделения на небольшие группы «по интересам», которые иногда начинают заниматься издевательством над другими. В группе они чувствуют себя увереннее, а чувство ответственности становится приглушенным.

Но основная причина продолжительного буллинга – безразличие со стороны учителя, которое обидчики воспринимаю как одобрение.

Как понять, что ребенка подвергают травле

Дети редко признаются в своих проблемах, а в подростковом возрасте многие в принципе замыкаются в себе и не идут на контакт. Родителям нужно постоянно присматриваться к ребенку, чтобы вовремя обнаружить следующие признаки буллинга, если таковые имеются:

  1. Раньше любил ходить в школу, а в последнее время стал притворяться больным или лгать, что занятия отменили.
  2. Не может внятно ответить, где получил синяки и ссадины, нервно пытается придумать «отмазку».
  3. Резко скатился по оценкам в предметах, которые ему всегда удавались.
  4. Появились бессонница, ночные кошмары.
  5. Изменилось пищевое поведение, особенно должен насторожить полный отказ от еды в школе.
  6. Регулярно поломанные или потерявшиеся вещи, порванная одежда.
  7. Самоистязание путем порезов на руках, уходы из дома.
  8. Постоянная подавленность, одиночество, заниженная самооценка.
  9. Чрезмерное погружение в виртуальный мир игр и соцсетей.
  10. Употребление сигарет, алкоголя, наркотиков, появление новых сомнительных друзей.

Исследователи в Европе определили, что в школе около 50% детей когда либо были в роли жертвы травли, а около 15% являются ею в данный момент. Это значит, что каждый день 1 млн. детей идет в школу в России со страхом и нежеланием.

Как прекратить травлю

Конкретных рекомендаций не существует, ведь все зависит от ситуации и действий обидчиков. Но из практики известно, что работать нужно сразу со всем классом. Проводить коллективные занятия с психологом, привлекать детей к совместным занятиям, объединять их общей внеклассной активностью — в общем, создать здоровую обстановку в коллективе.

А инициаторы травли должны осознать, что их действия замечены и порицаемы, и если они не прекратят, то их могут, к примеру, исключить из школы. Это должны объяснить учителя или директор.

Как поддержать ребенка

Меры поддержки должны включать следующие действия:

  1. Обратиться всей семьей к психологу, если ребенок уже давно находится в подавленном состоянии.
  2. Убедить ребенка, что давать отпор обидчику нужно, даже если это учитель, что он должен ставить родителей в известность, когда его без причины наказывают или унижают.
  3. Войти в доверие к ребенку, доказать ему, что вы его друг и очень хотите помочь.
  4. Отдать ребенка в спортивную секцию, в кружок по рисованию, на любые дополнительные занятия, чтобы он мог где-то самоутвердиться, добиться успехов.

Родители должны сделать все, чтобы повысить самооценку ребенку. Он должен поверить в себя и тогда поводов приставать к нему станет меньше. Если ничего не помогает, учителя бездействуют, а ребенок вымотан издевками, проще будет перевести его в другую школу и, возможно, там он сможет спокойно учиться и обретет друзей.

Источник: https://volna.org/roditelyam/travla-v-skole.html

Как уладить конфликт с учителем? — Православный журнал

Педагог Ирина Лукьянова

Каждый раз, как я вижу в соцсетях обсуждение конфликта учителей с родителями — удивляюсь тому, сколько советов «устроить такое, чтобы мало не показалось» получает каждая конфликтующая сторона. Учителя говорят о «неадекватных родителях», родители — об «оборзевших училках», а за их желанием указать оппоненту на его место совершенно забывается то, из-за чего конфликт разгорелся: интересы детей.

Некоторые родители даже не идут к учителю разговаривать — сразу пишут жалобу в прокуратуру. Или в департамент образования, или в Минобр. Некоторые идут разговаривать — но кроме злости друг на друга, ничего не выносят из этих разговоров. Возможны ли конструктивные способы уладить конфликт?

Кому что надо

Учителю не так уж много надо от ребенка. Надо, чтобы он появлялся на уроках регулярно, а если его нет — чтобы было понятно, почему его нет. А когда он появился — чтобы как-то восполнил пробелы в знаниях за то время, что его не было.

Когда школьник в классе — хорошо бы, чтобы на уроке он подавал признаки жизни и мало-мальской заинтересованности в ходе урока. Не отвлекался на посторонние вещи, реагировал на то, что обсуждается в классе, не смотрел в гаджеты на протяжении всего урока, адекватно отвечал на вопросы и сдавал самостоятельные и контрольные работы. А дома — чтобы делал домашнюю работу.

А если он всего этого не делает — то хорошо бы иметь возможность обсудить с родителями, что ему мешает все это делать и как ему помочь. Но если и ученик, и родитель обходят учителя стороной, при этом ребенок пропадает, или ничего не делает, или мешает на уроке — у учителя зреет раздражение: он сам никак не может решить проблему, а отклика с той стороны не получает.

Среднему родителю тоже не так уж много надо от учителя. Надо, чтобы он был вежлив с детьми и родителями, чтобы на уроках занимался предметом, а не посторонними разговорами, и чтобы по возможности не отбил детям интереса к предмету.

Родители хотят, чтобы в электронном журнале вовремя появлялись оценки и домашние задания, чтобы было понятно, что это за оценки, чтобы двойки не возникали в последний момент, когда уже ничего нельзя исправить. Родители хотят, чтобы сведения, которые сообщаются детям на уроках, были научно обоснованными и не слишком сильно расходились с их собственной картиной мира.

Родители хотят, чтобы во время пребывания в школе дети были в безопасности, не подвергались побоям и оскорблениям с чьей бы то ни было стороны.

А у ребенка тоже есть свои соображения. Ему надо, чтобы не было скучно, чтобы он справлялся с предметом, чтобы у него была возможность отвлекаться и отдыхать, когда ему захочется. Ему хочется чувствовать себя успешным. И еще масса разнообразных соображений.

Конфликт, бессмысленный и беспощадный

Конфликты начинаются тогда, когда одна из сторон не выполняет своих обязанностей — ребенок, учитель или родитель.И не идет на контакт, что исключает спокойное обсуждение. Рано или поздно что-то становится последней каплей — и происходит взрыв.

Вместо конструктивного взаимодействия начинается эмоциональное. А его главная цель — не столько решить проблему, сколько сбросить накопившееся недовольство и эмоциональное напряжение, переложить свою заботу на плечи другого.

Другой, получив мощную эмоциональную встряску, реагирует точно так же: у него включаются механизмы защиты.

Очень часто цель каждого участника конфликта — не решить проблему, а показать другой стороне, что он прав, потому что сильнее, страшнее, громче, влиятельнее. А поэтому он хозяин положения, а другой стороне надо подчиниться. Собственно, большинство советов, которые участники конфликта получают от друзей, сводятся к тому, как показать, что ты сильнее и влиятельнее, чтобы с тобой страшно было связываться.

Понятно, что ни одна проблема так не решается. А как она решается?

На трезвый взгляд

Все-таки мы живем не в джунглях, где прав тот, кто страшнее всех рычит и у кого самые большие зубы. Мы живем в человеческом обществе, где взаимодействие людей друг с другом определяется правовыми нормами.

У нас есть нормативные документы: Закон об образовании, устав школы, должностная инструкция учителя. В Законе об образовании прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса — то есть, проще говоря, учителей, администрации школы, родителей, учеников. В уставе школы — правила, по которым живет школа. В должностной инструкции учителя — то, что ему положено делать в классе.

Для начала имеет смысл определить, кто из сторон не выполняет свои обязанности или нарушает чужие права. Если это нарушение негрубое — скажем, учитель систематически не заполняет электронный журнал — можно начать с разговора с ним и вежливой просьбы делать это вовремя. Журнал (как минимум в Москве) довольно плохо работает и часто сбоит — поэтому можно, к примеру, договариваться об альтернативных способах извещать о проблемах и вывешивать домашнее задание.

Если нарушение грубое — например, учитель ударил ребенка или оскорбил его — переговоры с ним могут иметь единственную цель: добиться извинений, причем лично ребенку. Как правило, срыв со стороны учителя бывает спровоцирован поведением ребенка; это никоим образом не оправдывает учителя. Тем не менее, справедливости ради стоит выяснить, что именно произошло. Но такие случаи имеет смысл разбирать уже с участием администрации школы.

Что требовать? Что говорить? Как говорить?

Во время учительско-родительских переговоров очень важно соблюдать несколько правил.

Прежде всего, обсуждать факты, а не их оценку. В этом смысле фраза «большую часть времени он разговаривает с соседом и смотрит в телефон» гораздо предпочтительнее фразы «ему вообще наплевать и на меня, и на математику». «За последние две контрольные у нее двойки, сделано одно задание из десяти в обоих случаях» лучше, чем «она вообще ничего не знает». Это можно обсуждать предметно.

Точно так же «она говорит, что в этом году программа по литературе трудная, читать тексты ей скучно, а на уроках тяжело долго слушать» дает гораздо больше информации, чем «она из-за вас возненавидела литературу». Конкретные факты вместо оценок и эмоций — первое, что важно выяснить.

Если вторая сторона уклоняется в сторону эмоций и имеет смысл задавать наводящие вопросы: как часто это происходит? Обсуждали ли вы эту ситуацию? Были ли случаи, когда ребенок вел себя иначе?

Затем, когда ситуация очерчена и понятна, можно переходить к способам ее решения: что может сделать каждая сторона.

Вот на этой стадии часто выясняется, что одна из сторон решительно недоговороспособна. «Это ваша проблема — вы и решайте», «это вы должны воспитывать ребенка дома», «это ваша задача — заинтересовать его чтением».

Все это — тревожные сигналы: жесткая позиция, нежелание идти на компромиссы, отказ от понимания, помощи, ответственности характеризуют человека не лучшим образом. С другой стороны, за этим может стоять бесконечно усталый человек в трудной ситуации, с которой он не справляется — измученный проблемами, отчетностью, ответственностью учитель или родитель, который сам не знает, что делать с ребенком, загнанный в угол, уставший от общего осуждения.

Предложить способы решения, свою помощь — хорошо и правильно. Но другая сторона может ее не принять и отказаться от сотрудничества.

Здесь мы встаем перед развилкой, где есть много вариантов и каждый из них не слишком хорош. Можно, конечно, собирать документы и идти к школьной администрации, чтобы решать вопрос уже на этом уровне. Радикально он решается сменой учителя, переводом в другую группу или другой класс, а то и в другую школу, но это не всегда возможно.

Иногда переводить просто некуда. Зависит и от ребенка: есть дети, которые способны проявить взрослые качества и стать великодушнее, сильнее, терпеливее, чем проблемный учитель.

Есть дети, которым, по большому счету, этот учитель совершенно безразличен, и задача родителя и ребенка, с которой они оба соглашаются, — только контролировать свое раздражение до конца года и смириться с тройкой по предмету (если предмет не особенно важен, сил на борьбу нет и альтернативных вариантов не видно).

А есть дети, для которых каждое учительское замечание — нож вострый, и тут уж хочешь не хочешь, а надо что-то предпринять, чтобы сделать ситуацию менее болезненной для ребенка.

Надо понимать, чего мы требуем от начальства. Мы не можем требовать уволить учителя или исключить из школы другого ребенка.

Мы можем соблюсти право нашего ребенка на получение образования, на физическую и психическую безопасность, на уважительное обращение — эти права ему гарантированы Законом об образовании. Если администрация школы не решает вопроса — мы можем обратиться в инстанции повыше.

Но правила всегда одинаковые: излагаем факты, подкрепляем их доказательствами, указываем на нормы закона, просим обеспечить соблюдение прав ребенка.

Некоторые родители идут по пути развития скандала в соцсетях. Это довольно опасный инструмент: некоторые темы могут привлекать такое внимание журналистов, что родителям всей школы придется защищать своих детей от их назойливого внимания.

Поэтому если уж вы решили идти по этому пути, а тема потенциально скандальная — подумайте о том, как обезопасить ребенка и чего именно вы хотите добиться, привлекая в соцсетях внимание к конфликту, какими могут быть последствия для вас лично, для вашего ребенка, для класса, для других детей; какой может оказаться реакция других родителей.

Вы выпускаете джинна из бутылки; последствий вы пока не видите и не можете предвидеть; причем эти последствия оставят в интернете след навсегда.

Готовы ли вы к этому? Стоит ли того ваша цель? Можно ли ее добиться без публичного скандала? Действительно ли интересы ребенка требуют именно этого? Иногда, как в случае москвички Натальи Цымбаленко, которая остановила травлю в классе, где учится ее сын, это действительно оправданно — но и в этом случае публичность была реакцией на бездействие классного руководителя и руководства школы, не желавших замечать и решать проблему.

Словом, главные принципы решения школьного конфликта — факты, а не эмоции; спокойствие и уверенность в своей правоте; твердая доказательная база; знание закона и умение на него сослаться; ясное понимание целей (безопасная среда в школе, успешная учеба ребенка — да; кровь и месть — нет); хорошая переговорная практика; готовность к компромиссам и взаимовыгодным решениям; отказ от силового взаимодействия, запугивания, угроз.

Собственно, именно этому мы ведь и хотим научить детей, чтобы они успешно решали свои проблемы в будущем: лобовая атака и демонстрация статуса — далеко не всегда залог успеха.

Для иллюстраций использованы изображения studio tdes, идея текста для иллюстраций — Кирилл Баглай.

Источник: https://foma.ru/kak-uladit-konflikt-s-uchitelem.html

Слово учителю — закон: можно ли заставить родителей детей-хулиганов раскошелиться за хамство

Общероссийский профсоюз педагогов предложил штрафовать за оскорбление учителей. Родители за неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка должны будут заплатить от 500 до 3 тыс. рублей, а в случае нападения на учителя штраф увеличится до 5 тыс. рублей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как перевести ребенка в другую группу

В профсоюзе разработали законопроект, призванный ввести ответственность за неуважительное отношение к педагогам. Для этого предлагается внести поправки в Федеральный закон «Об образовании» и Кодекс об административных правонарушениях.

Действительно ли уважать учителей можно заставить при помощи штрафов и почему не работают другие меры — разбирались «Известия».

Плата за унижение

Поправки, разработанные Общероссийским профсоюзом учителей, вводят ответственность не только для родителей, но и для должностных и юридических лиц. Для последних штраф за унижение чести и достоинства педагогического работника составит от 100 до 150 тыс. рублей.

Помимо этого, предлагается ввести уголовную ответственность за нанесение побоев и применение насилия в отношении учителей по аналогии с тем, как это уже предлагали ввести в отношении медработников. За нанесение побоев учителю во время исполнения им профессиональных обязанностей предлагают лишать свободы на срок до трех лет, а за те же деяния, совершенные группой лиц, — до шести лет. Разработку документа связали с участившимися случаями нападения на учителей в школах.

— В связи с регулярно продолжающимися случаями неуважительного отношения и даже насилия в отношении педагогических работников, предлагается введение ответственности для участников образовательных учреждений, проявляющих неуважительное отношение, выразившееся в оскорблении и (или) проявлении насилия к педагогическим работникам, при осуществлении ими своей профессиональной деятельности, — говорится в пояснительной записке к законопроекту. В случае принятия законопроекта учительские профсоюзы получат право обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних для защиты своих прав.

Нет рычагов

В Комитете Госдумы по образованию и науке приступили к рассмотрению законопроекта «О статусе педагога», об этом «Известиям» рассказала заместитель председателя комитета Лариса Тутова.

— Я и мои коллеги планируем обсудить предложения по законопроекту, которые уже поступают со всей страны. В разработке документа принимают участие педагоги, родители и эксперты. В комплексных поправках депутаты собираются предложить не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей. Но главное, депутаты хотят определить механизмы противодействия ущемлению прав педагогов, — сообщила Тутова.

Законодательные инициативы, предложенные Общероссийским профсоюзом образования, по ее словам, нужны как дополнительный правовой механизм.

— Он не может быть единственным, но может повлиять на ситуацию. А законодатель примет оптимальное решение, — добавила заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке.

Согласно исследованию, проведенному НИУ ВШЭ, порядка 70% российских учителей сталкивались с травлей со стороны родителей, учеников или коллег. Чаще всего опрошенные называли причиной травли желание школьников самоутвердиться перед одноклассниками.

Исследователи связывают травлю учителей с низким уровнем оплаты их труда и как следствие падением авторитета профессии.

Возраст учителя, его профессиональный стаж и квалификация никак не влияют на шансы преподавателя стать объектом насмешек среди школьников.

Необходимость защищать педагогов самоочевидна, однако на сегодняшний день реально работающих механизмов для этого не существует, отметил в беседе с «Известиями» доктор психологических наук, профессор Института изучения детства семьи и воспитания Российской академии образования Илья Слободчиков.

— На сегодняшний день никаких реально работающих механизмов нет. Возможна ли разработка такого механизма? Думаю да, но это дело не одного месяца, а главное — это должна быть государственная системная деятельность. По поводу штрафов — это безусловно вариант, и он может быть использован как мера условной регуляции, — пояснил Слободчиков.

Однако в случае введения такой меры возникают сразу несколько вопросов по ее реализации: кто будет выносить решение о штрафе и куда пойдут собранные деньги.

— К тому же, в ряде случаев причиной конфликта в классе, а то и в школе является непрофессиональность педагога, прежде всего, как воспитателя. Тут, разумеется, меня можно уколоть — школа на сегодняшний день воспитательную функцию реализовывать не обязана. Может быть и не обязана, да только человеческую и профессиональную культуру, включая культуру отношений, в том числе и с подопечными, никто не отменял, — добавил доктор психологических наук.

Еще одна проблема связана с тем, как именно будет доказываться оскорбление учителя и в чьи обязанности будет входить контроль над этим процессом, считает учитель года, директор школы № 1060 Москвы Михаил Случ.

— Этот законопроект идет в духе, что за поведение несовершеннолетнего нести ответственность должны его родители. Сейчас пока не понятно, как оскорбление будет вылавливаться и доказываться, — считает Случ.

Повсюду камеры

Зачастую скандалы в школах становятся предметом публичного обсуждения. Камеры, которые по идее должны помогать учителю, на деле могут сработать и против него: не сдержал эмоций, не уследил за всеми или не разрешил конфликт между учениками — и педагог внезапно обнаруживает себя героем очередного скандального видео в Сети. Родители в спорных ситуациях склонны винить учителя как единственного взрослого в классном кабинете.

В настоящий момент единственный существующий способ защиты педагога от агрессивного поведения учеников — увольнение, подчеркнула председатель Единой независимой ассоциации педагогов Екатерина Морозова.

— В последнее время участились случаи оскорбления учителей. И защититься у учителя нет никаких ресурсов. Всё, что может сделать педагог — уволиться.

Почему прилюдное оскорбление учителя должно оставаться безнаказанным? Всем прекрасно известно, что всё идет от семьи. Да, порой дети совсем от рук отбиваются, на них сильное влияние оказывает и социум, компьютерные игры, насильственные фильмы, передачи.

Поэтому если родители не проводят воспитательных бесед, то будут лишать копеечки за это, — считает Морозова.

Ответственность за поведение учащихся в стенах школы несут в равной степени как учителя, так и родители. Поэтому перекладывание воспитательной функции на одну из сторон лишь усугубляет конфликт, считает директор московской школы № 1412 Александр Глозман.

— Считаю, что ответственность за порядок в школе, классе в равной мере несут и само учебное заведение, и педагоги, и родители. Если школа и родители будут стоять на одинаковых позициях в плане воспитания детей, их духовно-нравственного развития, тогда и конфликтных ситуаций будет меньше, — уточнил Глозман.

Борьба со следствием

Председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец назвала предлагаемую инициативу скорее губительной, чем созидательной, потому что закон борется не с причинами, а со следствием.

— Жестокость наших детей, их агрессия не только по отношению к учителям, но и к ровесникам, животным — всё это следствие повышенного градуса агрессии в обществе. Родители также являются жертвами окружающего мира. Поэтому это ответственность государства и общества за морально-нравственный облик своих граждан.

Введение штрафов и тем более уголовного наказания привет к большему увеличению пропасти между родителями и педагогами. И так всё больше конфликтов возникает на почве личностной неприязни. Учитель с этим законопроектом приобретет статус некого стукача, виновника того, что семья может понести финансовый урон.

Семья, в которой растет агрессивный ребенок, как правило является неблагополучной, – заявила Волынец, добавив, что данный регламент является избыточным, потому что ответственность для детей наступает с 14 лет.

Введение штрафов для родителей даст почву для различных манипуляций. Дети со сложностями в поведении смогут использовать это обстоятельство, чтобы добиваться желаемого от своих родителей или мстить им, объясняет психолог-консультант по детской и подростковой психологии Андрей Касян.

— Если ребенок обижен на маму или папу, зная об этом законе, он может приходя в школу действовать им назло и искусственно создавать ситуацию, чтобы отомстить родителям. Через такой закон подростки получат инструмент для манипуляции и вымещения обиды.

Вопрос и в том, насколько эффективно это в качестве воспитательной меры. Потому что проводить работу нужно и с школьником, и его родителями в равной мере, чтобы сблизить их и решить ситуацию.

Вместо этого ребенок может в открытую требовать для себя каких-то благ, чтобы родителей не оштрафовали, — рассказал Касян.

Эта ситуация показывает, что нужно внимательнее относиться к кадровому составу в школах, возможно обратить внимание на то, укомплектована ли она психологами.

Вместо того, чтобы ввозить штрафы, можно более широко применять методы медиации и включать родителей и детей в решение конфликтных ситуаций.

Например, вводить обязательное совместное посещение школьных психологов в качестве одной из мер налаживания учебного процесса. Причем количество таких сессий назначалось бы в зависимости от тяжести проступка.

— Есть случаи, когда педагог в школе предвзят или неквалифицирован, а есть — когда родители готовы идти открытый на конфликт с учителем. Но если бы были программы, которые поддерживают взаимодействие между сторонами, то в таком случае можно было бы создать базу для решения споров. В противном случае, это может привести к еще большему разобщению родителя с ребенком. Такой закон нужно очень глубоко просматривать, — добавил специалист по детской и подростковой психологии.

Источник: https://iz.ru/980029/anastasiia-chepovskaia-elena-sidorenko/slovo-uchiteliu-zakon-mozhno-li-zastavit-roditelei-detei-khuliganov-raskoshelitsia-za-khamstvo

Можно ли доказать профнепригодность учителя ⋆ Citize

Вопрос о том, за что можно уволить учителя из школы, интересует в большинстве случаев родители тех учеников, которые по каким-то причинам не могут наладить отношения с педагогом. Самих преподавателей, особенно имеющих дисциплинарные нарушения, эта тема тоже касается. Так ли легко педагог может распрощаться с профессией и рабочим местом, и что говорит закон по этому поводу?

Учитель – не просто наемный работник. Помимо общих оснований, которые дают право начальству уволить его, есть еще постановления и указы Министерства Образования, отдельные указы правительства, применимые к педагогическому составу за неэтичное отношение к ученикам.

Поскольку в последнее время случаев откровенного деспотизма со стороны педагогов стало больше, то руководители образовательных учреждений бдительно следят за любыми нарушениями со стороны сотрудников. Дело не только в том, что директора заботятся о психическом и физическом здоровье школьников, их также заботит вопрос, как избежать утраты статуса хорошей школы.

Конфликт между учителем и учеником

Любой конфликт между учеником и педагогом или ним и родителями, легче всего решить не в пользу учителя. Руководители школы всячески пытаются найти хотя бы приблизительное, устраивающее обе стороны решение проблемы.

Но не всегда это удается. Если проступок не очень серьезный, но родители оберегают ребенка слишком рьяно, увольнение будет произведено на основании неоднократного нарушения устава или серьезного дисциплинарного нарушения.

Для справки! Нарушение школьного устава – неправомерное отношение к ученикам, сюда можно отнести как физическое, так и психическое насилие.

Директор, а затем органы РОНО, на основании изложенных доказательств, определяют, насколько сильно пострадал ребенок от конкретного учителя.

Конфликт в педсоставе

Бывают ситуации, в которых педагог не может продуктивно взаимодействовать с коллективом, и руководитель школы принимает решение о его увольнении.

Если в первом случае, действительно прослеживается должностное преступление, которое можно доказать, то во втором – ничего противозаконного нет. Директор скорее попросит уйти сотрудника по собственному желанию или же подождет малейшего нарушения, совершенного педагогом.

Другие причины ухода с работы

Если учитель находит общий язык с учениками и их родителями, а с коллективом у него давно дружеские отношения, уволить его могут на общих основаниях.

К общим основаниям, по которым может произойти увольнение, относят следующие:

  • сокращение численности штата;
  • ликвидация учреждения;
  • прогулы.

Нарушение правил безопасности, в результате которых произошла трагедия – еще одна из причин, по которой можно уволить не только педагога, но и любого другого работника.

Довольно популярная причина, по которой можно разорвать трудовой договор, это недостаточная квалификация.

Процесс освобождения от должности при таких предпосылках долгий, изначально необходимы результаты аттестационной комиссии, а затем по закону должен быть предоставлен шанс исправить ситуацию или же предложить работающему подходящую должность. В таких случаях работника отправляют на дополнительные курсы, а затем вновь на аттестацию.

Основания для увольнения по закону

Согласно образовательным законам РФ, кроме несоответствующего поведения, согласно уставу учреждения, которые представлены статьей 192-193 Трудового кодекса, педагог может быть уволен по другим причинам.

К ним относятся следующие условия:

  1. Достижение определенного возраста. Педагог, которому исполнилось 65 лет, должен быть переведен на более легкую рабочую должность, согласно квалификации. В противном случае следует увольнение по личной инициативе. У пожилых сотрудников количество рабочих часов нередко сокращают до минимума.
  2. Осуждение по тем статьям, которые не позволяют далее занимать определенную должность.
  3. Наличие болезни, не позволяющей работать в коллективе.

Эти нюансы рассмотрены в 331 статье ТК РФ. Трудовой договор при этом прекращается по причине, независящих от сторон.

Последствия для руководства и увольняющегося

Последствия для педагога и для директора могут быть разными, в зависимости от оснований увольнения, его правомерности.

Следует понимать, что прекращение трудовых отношений должно происходить в установленном порядке, иначе педагог в праве оспорить процесс и восстановиться в должности.

Если учителя обвиняют в аморальном поведении, работодатель должен собрать необходимые доказательства и иметь свидетелей, иначе суд признает расторжение договора не действительным.

Педагог – одна из немногочисленных профессий, которая предусматривает более длинный, по сравнению с обычным, список поводов к увольнению. 

Источник: https://citize.ru/mozhno-li-dokazat-profneprigodnost-uchitelya.html

Конфликт с учителем: как защитить ребенка?

Прежде всего, при конфликтной ситуации не давайте малышу замкнуться в себе и внимательно его выслушайте. Конечно, бывают случаи, когда ребенок явно делает из мухи слона, считая, что учитель его «не любит» из-за не поставленной пятерки. Но даже тогда вы должны показать своему чаду, что хотите помочь и защитить его.

Не допускайте таких выражений, как «это ерунда», «не думай об этих глупостях» и т. д. Во-первых, ребенок наверняка серьезно переживает. А во-вторых, в будущем, при серьезном конфликте, он уже вряд ли откроется вам. Просто объясните малышу, что педагог не всегда может всех похвалить, а оценка «3» вовсе не значит, что он не любит ученика.

Но при этом подчеркните, что вы готовы помочь, если поведение учителя будет переходить за рамки.

Если же, оценив ситуацию, вы пришли к выводу, что педагог действительно обижает ребенка или намеренно занижает его оценки, вы должны немедленно взять это дело под свой контроль.

Успокойте малыша, сказав, что ему нечего бояться, и что вы решите эту проблему в самое ближайшее время.

Решение конфликта

Начните активные действия, беседуя с родителями одноклассников вашего ребенка. Это нужно для того, чтобы выяснить, обошелся ли педагог несправедливо с вашим ребенком из-за минутного порыва или для него это нормальная форма поведения с детьми. Главное — не настраивайтесь заранее на скандал и «разбор полетов». Отключите лишние эмоции, поскольку вам нужно лишь собрать сведения. 

Дальше все зависит от степени конфликта.

Если речь идет о разовом хамском замечании, конечно, нет смысла бить всеобщую тревогу и бежать к директору. Надо идти к самому педагогу в попытке разобраться. Что говорить на такой встрече? Не заискивать и не извиняться за беспокойство, но и не нападать с порога.

Вы должны донести до учителя простую мысль, что только вы вправе отчитывать своего ребенка и критиковать, если считаете это нужным, но не допускаете такого поведения со стороны третьих лиц, в том числе учителей. 

Оставьте свои контакты и попросите педагога впредь звонить вам напрямую, если его что-то не устраивает в учебе или поведении ребенка, но не проводить с ним «воспитательную работу» без вашего ведома. Также пообещайте взять под личный контроль занятия ребенка по «конфликтной» дисциплине. Это даст учителю понять, что он не сможет занижать оценки без последствий. 

Крайние меры

Дело обстоит сложнее, если педагог давно и открыто участвует в конфликте. В этом случае требуйте «очную ставку» с ним и ребенком. Ваша позиция в этом разговоре однозначно должна быть на стороне малыша.

Даже если претензии к нему обоснованы, будь то плохое поведение или неуспеваемость, корректный педагог обязан был поставить вас в известность, а не нападать на ученика психологически.

По сути, у представителей школы может быть всего два рычага воздействия на детей — это записи в дневнике и вызов родителей «на ковер». Все остальное уже выходит за рамки дозволенного, поэтому вы должны защищать своего ребенка. 

Стоит ли вмешивать родителей других учеников? Да, если они сами изъявляют на то желание. Но не стоит пересказывать педагогу ваши с ними беседы без их присутствия, чтобы невольно не «нажить врагов» среди родителей.

Чаще всего откровенного разговора с учителем хватает для того, чтобы исчерпать конфликт. Но если этого не произошло, вы должны идти к руководству «обидчика», то есть к директору школы. К сожалению, это уже та стадия проблемы, когда лучшим решением станет перевод ребенка в другой класс или образовательное учреждение. Беседа же с директором нужна для того, чтобы он повлиял на нерадивого учителя и не допускал повторения ситуации с другими детьми. 

Также иногда уместен перевод ребенка даже после того, как обстановка в отношениях с педагогом нормализовалась. Некоторые дети настолько эмоционально воспринимают подобные неудачи, что впоследствии просто не могут комфортно чувствовать себя на уроках. Но инициатива о выборе нового класса или школы должна исходить от самого малыша, вам лишь стоит объяснить ему, что при желании это возможно.

Источник: https://schoolofcare.ru/articles/konflikt-s-uchitelem-kak-zashchitit-rebenka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр юридической помощи