Что такое социальное партнерство

Что такое социальное партнерство и его правовое регулирование —

что такое социальное партнерство

Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, сложившуюся между работниками, организациями-работодателями и органами власти (государственной, самоуправления) и представителями каждой из сторон.

Такая система направлена на обеспечение интересов и их согласование по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений (23-я статья ТК РФ).

Рассматриваемое понятие основано на следующих принципах:

  • равноправие всех сторон-участников взаимоотношений;
  • уважительное отношение к участникам и учет интересов последних;
  • всеобщая заинтересованность в поддержании договорных отношений;
  • укрепление (развитие) демократического партнерства, основанное на поддержке и содействии государства;
  • наделение представителей сторон соответствующими полномочиями;
  • добровольность и реальность обязательств, которые предполагаются к принятию сторон;
  • обязательность и контроль над исполнением условий коллективных соглашений (договоров) и вытекаемая отсюда ответственность, связанная с неисполнением этих соглашений сторонами либо их представителями;
  • лояльность и свобода выбора, соблюдаемые при обсуждении вопросов, имеющих отношение к сфере труда;
  • соблюдение обязательных норм трудового законодательства, иных нормативно-правовых актов, оговаривающих нормы трудового права.

Социальное партнерство находит свое отражение в следующих формах:

  • осуществление коллективных переговоров, связанных как с подготовкой проектов, так и с непосредственным заключением коллективных соглашений (договоров);
  • проведение взаимных консультаций, затрагивающих вопросы регулирования трудовых отношений либо таковых, что непосредственно связаны с ними, а также гарантийного обеспечения прав работников на труд и оптимизации трудового законодательства;
  • обеспечение участия работников в осуществлении управления организацией, а также в досудебном разрешении трудовых споров.

Коллективные соглашения и договоры рассматриваются в качестве правовых форм рассматриваемого партнерства.

Кроме того, проявление социального партнерства на практике может затрагивать и другие формы, устанавливаемые его сторонами (представителями сторон).

Пятиуровневая система регулирования и ее органы

В целом система рассматриваемого партнерства включает в себя пять уровней, каждый из которых устанавливает свои основы регулирования трудовых отношений. Это федеральный (охватывает территорию РФ), региональный (для субъектов РФ), отраслевой (для отдельных отраслей), территориальный (для муниципальных образований) и на уровне организаций.

В число органов социального партнерства входят комиссии, предназначение которых связано с регулированием социально-трудовых отношений, которые формируются на всех уровнях и имеют под собой равноправную основу из представителей всех сторон-участников.

В качестве примера созданной на федеральном уровне постоянной действующей комиссии можно привести Российскую трехстороннюю комиссию, в членстве которой состоят представители правительства РФ и общероссийских объединений – профсоюзов и работодателей.

На уровне субъектов РФ допускается создание трехсторонних комиссий, деятельность которых по координации социально-трудовых отношений осуществляется с учетом законодательства этих субъектов.

Территориальные комиссии (районные, городские) должны действовать с учетом положений законов субъектов РФ, а также положений об их создании, утверждение которых происходило с участием представительных органов местного самоуправления.

Создание отраслевых комиссий в целях подготовки соответствующих соглашений (заключений) может производиться как на уровне субъектов РФ, так и на федеральном.

Источник: http://semeynoepravo.com/likbez/sotsialnoe-partnerstvo.html

Социальное партнерство в сфере образования — виды, задачи

что такое социальное партнерство

Социальное партнерство в сфере образования, опираясь на похожие принципы взаимодействия сторон, в ряде аспектов существенно отличается от социального партнерства, осуществляемого в сфере труда. Рассмотрим, чем оно примечательно.

Идея социального партнерства в сфере образования

Задачи социального партнерства в образовании

Виды социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в ДОУ

Социальное партнерство в школе

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Итоги

Идея социального партнерства в сфере образования

Социальное партнерство в любой из сфер жизни основано на добровольном и взаимовыгодном сотрудничестве, направленном на достижение его участниками каких-то общих социальных целей. Его правила для взаимодействия по вопросам трудовых отношений законодательно в достаточной степени очерчены (раздел II ТК РФ) и относятся к взаимоотношениям «работники — работодатель» с возможностью участия в них государственных органов.

О том, как государство участвует в партнерстве, регулируемом ТК РФ, читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

  • равноправие участников;
  • взаимное уважение;
  • заинтересованность в результатах;
  • свобода обсуждения интересующих вопросов;
  • добровольность принятия на себя обязательств;
  • ответственность.

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован.

Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним.

С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

  • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
  • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
  • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

  • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
  • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

О том, как участие в социальном партнерстве может отразиться на зарплатах учителей и воспитателей ДОУ, читайте в материале «Критерии для стимулирующих выплат учителям в 2016 году».

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как восстановить удостоверение ветерана боевых действий

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций.

Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям.

Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

Итоги

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://nalog-nalog.ru/socialnoe_partnerstvo/socialnoe_partnerstvo_v_sfere_obrazovaniya_vidy_zadachi/

Понятие социального партнерства (2)

что такое социальное партнерство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Негосударственноеобразовательное учреждение

Высшегопрофессионального образования

Западно-СибирскийИнститут Финансов и Права

Экономико-правовойфакультет

КафедраГражданского права и процесса

подисциплине: Трудовое право

Вариант№ 6

Выполнил(а):Тихонова С.Ю.

Группа:Н — 751

Проверил(а):Шарипова В.Р.

Нижневартовск

2010

Введение . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . 3 — 4

  1. Понятие социального партнерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 — 6

  2. Уровни системы социального партнерства . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7 — 8

  3. Представители работников и работодателей . . . . . . . . . . . . . . . . 9 — 10

  4. Порядок ведения коллективных переговоров . . . . . . . . . . . . . . .11 — 12

  5. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 – 14

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 15 – 16

Практическаяработа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . .17 – 19

Списокиспользуемых источников . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Введение

Впервыеопределение социального партнерствадано в ст. 23 ТК РФ. Согласно ТК РФ социальноепартнерство – это система взаимоотношениймежду работниками (представителямиработников), работодателями (представителямиработодателей), органами государственнойвласти, местного самоуправления,направленная на обеспечение согласованияинтересов работников и работодателейпо вопросам регулирования трудовыхотношений и иных непосредственносвязанных с ними отношений.

Сторонами социального партнерства являютсяработники и работодатели в лицеуполномоченных в установленном порядкепредставителей.

Существуютразличные уровни социального партнерства– федеральный, региональный, отраслевой,территориальный, уровень организации.Низшим уровнем социального партнерстваявляется сотрудничество в рамкахорганизации.

Ведениеколлективных переговоров, включаютпроцедуру переговоров и заключениеколлективно – договорного соглашения,главное средство, с помощью которогоорганизации трудящихся и работодателейопределяют условия труда, а такжерассматривают гарантии и компенсациилицам, участвующим в коллективныхпереговорах; эти процедуры предусмотрены в ТК РФ.

Цельюданной работы является изучениесоциального партнерства в сфере труда.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие социального партнерства, а также уровни социального партнерства.

  2. Изучить представителей работников и работодателей социального партнерства.

  3. Исследовать порядок ведения коллективных переговоров и рассмотреть гарантии и компенсации лицам, которые участвуют в этих переговорах.

  1. Понятие социального партнерства

Социальноепартнерство– система взаимоотношений междуработниками (представителями работников),работодателями (представителямиработодателей), органами государственнойвласти, органами местного самоуправления,направленная на обеспечение согласованияинтересов работников и работодателейпо вопросам регулирования трудовыхотношений и иных непосредственносвязанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Органыгосударственной власти и органы местногосамоуправления являются сторонамсоциального партнерства в тех случаях,когда они выступают в качествеработодателей или их представителей,уполномоченных на представительствозаконодательством или работодателями,а также в других случаях, предусмотренныхфедеральным законом.

Социальноепартнерство является достаточно новыминститутом трудового законодательства.Действующие статьи второй части ТКиграют важную роль в создании системысоциального партнерства, расширении иразвитии договорного регулированиясоциально – трудовых отношений,содействии согласованию интересов какработников и работодателей, так иинтересов государства в целом.

Социальноепартнерство может выражаться в формеколлективных переговоров по подготовкепроектов коллективных договоров,соглашений и их заключению, взаимныхконсультаций, участия работников, ихпредставителей в управлении организацией,участия представителей работников иработодателей в досудебном разрешениитрудовых споров.

Цельюсоциального партнерства являетсясогласование интересов работников иработодателей пooh00uовопросам регулирования трудовыхотношений, направленное на установлениегосударственных гарантий прав работникови создание благоприятных условий, прикоторых, реализуются права работникови работодателей.

Основнымипринципами социального партнерства(ст.

24 ТК РФ) являются: равноправие сторон;уважение и учет интересов сторон;заинтересованность сторон в участии вдоговорных отношениях; содействиегосударства в укреплении и развитиисоциального партнерства на демократическойоснове; соблюдение сторонами и ихпредставителями трудового законодательстваи иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права;полномочность представителей сторон;свобода выбора при обсуждении вопросов,входящих в сферу труда; добровольностьпринятия сторонами на себя обязательств;реальность обязательства, принимаемыхна себя сторонами; обязательностьвыполнения коллективных договоров,соглашений; контроль за выполнениемпринятых коллективных договоров,соглашений; ответственность сторон, ихпредставителей за невыполнение по ихвине коллективных договоров, соглашений.

  1. Уровни системы социального партнерства

Социальноепартнерство осуществляется на следующихуровнях (ст. 26 ТК РФ):

федеральныйуровень,устанавливающий основы регулированияотношений в сфере труда в РФ;

региональныйуровень,устанавливающий основы регулированияотношений в сфере труда в субъекте РФ;

отраслевойуровень,устанавливающий основы регулированияотношений в сфере труда в отрасли (вотраслях);

территориальныйуровень,устанавливающий основы регулированияотношений в сфере труда в муниципальномобразовании;

уровеньорганизации,устанавливающий конкретные взаимныеобязательства в сфере труда междуработниками и работодателями.

Множественностьсубъектов трудового права, необходимостьреализации их интересов влечет за собойнеобходимость формирования системысоциального партнерства. Это обусловленообъективными социальными, экономическими,политическими причинами развитияроссийского общества.

Ограничениеуровне социального партнерстваосуществляется прежде всего потерриториальному признаку.

На федеральномуровне заключается Генеральноесоглашение. На региональном уровнезаключается региональные соглашения.На территориальном уровне (территориимуниципального образования) заключаютсятерриториальные соглашения. В пределахтерритории РФ, субъектов РФ, муниципальныхобразований возможно также заключениесоглашений в сфере однородных профессийили отрасли.

На уровнеорганизации социальное партнерствооформляется в принимаемом работникамии работодателем коллективном договоре,устанавливающем взаимные права иобязанности сторон.

Системасоциального партнерства позволяетопределить конкретный круг субъектовотношений, участвующих в заключениисоглашений соответствующего уровня,сформировать правовое поле дляурегулирования разногласий, решитьстоящие перед социальными партнерамизадачи.

Это прежде всего: обеспечениеэффективного механизма регулированиясоциально – трудовых отношений;обеспечение гражданского согласия вобществе на основе учета интересов всехсоциальных групп и государств в целом;создании механизма обязательностизаключения коллективных договоров исоглашений; предотвращение коллективныхтрудовых споров и содействие в веденииколлективных переговоров, в разрешенииконфликтов.

  1. Представители работников и работодателей

Представителямиработников при заключении коллективногодоговора, при проведении коллективныхпереговоров, заключении и измененииколлективного договора, осуществленииконтроля за его выполнением, согласност. 29 ТК РФ является первичная профсоюзнаяорганизация или иные представители,избираемые работниками.

ТК РФ неопределяет, какие иные организации илиорганы могут представлять интересыработников, возможно, это могут бытьорганы общественной самодеятельности(общее собрание, конференция работниковмогут избрать определенных лиц дляпредставления своих интересов). Необходимоучитывать, что иные представители могутпредставлять (ст. 31 ТК РФ) интересыработников только при отсутствии напредприятии профсоюза. Полномочия иныхпредставителей также оформляютсяпротоколом общего собрания (конференции).

Представителямиработников при заключении и изменениисоглашений являются соответствующиепрофсоюзы (ст. 30 ТК РФ), их территориальныеорганизации, объединения профессиональныхсоюзов и объединения территориальныхорганизаций профессиональных союзов.

Нафедеральном, региональном, территориальноми отраслевом уровнях при заключениисоответствующих соглашений, проведениеконсультаций и согласовании социально-экономической политикиработников представляют толькопрофессиональные союзы, их территориальныеорганизации, объединения профсоюзов(региональные, общероссийские). Другиепредставители работников в заключениисоглашений не принимают участия.

Представителямиработодателя при проведении коллективныхпереговоров, заключении или измененииколлективного договора, согласно ст.33 ТК, являются руководитель организацииили уполномоченные им лица в соответствиис ТК, законами, иными нормативнымиактами, учредительными документамиорганизации и локальными нормативнымиактами.

Представителямиработодателя при разработке и заключенииколлективного договора в филиале,представительстве, ином обособленномструктурном подразделении организацииявляется руководитель соответствующегоподразделения, уполномоченный на этоработодателем.

Полномочияпредставителя при этом могут оформлятьсяприказом работодателя или доверенностью,в которых должны содержаться ссылки наконкретные полномочия, которымиработодатель наделяет представителя.

Представителямиработодателя при заключении, изменениисоглашений работодателей представляютсоответствующие объединения работодателей– в зависимости от того, на каком уровне(территориальном, отраслевом,общероссийском) заключается соглашение.Объединения работодателей участвуютв коллективных переговорах, проводимыхна уровне региона, отрасли, территории,а также на федеральном уровне призаключении и изменении соглашений.

Источник: https://works.doklad.ru/view/AqW1KFIZ5eY.html

Социальное партнерство

Под социальным партнерством подразумевается система общественных институтов, формирующих механизмы согласования интересов всех участников взаимоотношений, как в производственном процессе, так и в других видах сотрудничества.

Основные его участники – работники и работодатели. Партнерство осуществляется на принципах равного сотрудничества. Социальное партнерство – это важнейший элемент социальной направленности в современной рыночной экономике.

Понятие и уровни социального партнерства

В социальном партнерстве интересы работников представляют профсоюзные организации, интересы работодателей, соответственно – союзы предпринимателей. При трипартистской системе третьей стороной выступает непосредственно государство, которое гарантирует выполнение всех достигнутых соглашений. Интересы всех сторон согласовываются путем переговоров, в процессе которых стороны договариваются обо всех вопросах партнерства (условия труда, его оплата, социальные гарантии).

Замечание 1

Социальное партнерство – понятие, закрепленное в Трудовом кодексе, и являющееся новым методом современного регулирования трудовых отношений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Согласно Трудовому кодексу социальным партнерством называется система определенных взаимоотношений, которые осуществляют работники и работодатели, а также органы государственной власти. Направлена эта система на обеспечение согласованности все вопросов урегулирования всех взаимоотношений в обществе, связанных с трудом.

Сторонами данного партнерства являются сотрудники и работодатель либо их законные представители. Государственная власть через регулирующие органы также может выступать в роли одной из сторон партнерства, в том случае, если сама является работодателем. Социальное партнерство происходит в следующих формах:

  • Взаимные консультаций или переговоры по вопросам трудовых отношений;
  • Обеспечение гарантий для сторон трудовых отношений;
  • Совершенствование трудового законодательства;
  • Осуществление коллективных переговоров в целях заключения коллективных договоров и соглашений;
  • Участие работников либо их представителей в управлении организацией;
  • Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых конфликтов и споров.

Социальное партнерство происходит на шести уровнях, куда входят:

  • Федеральный уровень, где устанавливаются основы для регулирования отношений в сфере труда на территории всей страны;
  • Региональный уровень. Здесь устанавливаются нормы регулирования отношений в данном субъекте рф;
  • Отраслевой уровень – в рамках той или иной отрасли;
  • Территориальный уровень – регулирование на муниципальном уровне;
  • Локальный уровень – устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Основные принципы социального партнерства

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они следят за соблюдение добровольности в принятии обязательств. Эти обязательства, которые стороны принимают на себя, должны быть реально выполнимы. Выполнение условий коллективных договоров и соглашений обязательно, и должно подвергаться систематическому контролю.

Некоторые принципы, на которых осуществляется социальное партнерство, закреплены законодательством. Это соблюдение всеми сторонами партнерства существующих норм и законодательных актов, а также полномочность для представителей любой из сторон.

К тому же, без уважения к участникам процесса, и без учета интересов всех сторон, в течение переговоров невозможно обеспечить равноправие. Равноправие является обязательным условием при подписании коллективных договоров и соглашений, и в процессе контроля над их выполнением.

Запрещается любое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно сотрудников, что обеспечивает свободу выбора и обсуждения вопросов. Все стороны должны быть заинтересованы в участии в договорных отношениях.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnoe_partnerstvo/

Партнерство — это что такое? Социальное и некоммерческое партнерство

Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, сложившуюся между работниками, организациями-работодателями и органами власти (государственной, самоуправления) и представителями каждой из сторон.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое договор социального найма

Такая система направлена на обеспечение интересов и их согласование по вопросам, связанным с регулированием трудовых отношений (23-я статья ТК РФ).

Что такое социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство – это продуктивные взаимоотношения между всеми сторонами трудовых отношений: профсоюзами, работодателями, государственными структурами. Основная их цель –соблюдение интересов каждой стороны. СП увеличивает показатели гарантий для трудящихся. Подробное определение термина дано в статье 23 ТК РФ.

Формы и принципы социального партнёрства в организации

Различают следующие формы СП:

  • Коллективные собрания по работе над составлением различных соглашений.
  • Консультации относительно управления трудовыми отношениями.
  • Участие трудящихся и их представителей в руководстве компанией.
  • Участие представителей и владельцев компании в досудебном урегулировании конфликтов.

Среди правовых форм СП выделяют коллективные соглашения.

Базовые принципы СП:

  • Каждый из участников имеет право начать переговоры.
  • Интересы каждой из сторон трудового пространства должны соблюдаться.
  • Закон дает участникам трудовых отношений много пространства для решения вопросов (к примеру, деятельность компании можно регулировать локальными актами).
  • Составленные соглашения не должны вступать в противоречие с законодательством.
  • Для назначения представителей нужно организовать собрание трудящихся и оформить протокол (если это профсоюз) или приказ (если это представители работодателя).
  • Представители получают право на отстаивание интересов их группы.
  • Круг вопросов, которые будут на повестке дня, определяется участниками.
  • Основа СП – свобода выбора. Все решения участников должны быть совершенно добровольными.
  • Пункты, прописанные в коллективных соглашениях, должны быть исполнены. Контроль за исполнением несут надзорные структуры.

Если принятые положения исполнены не были, на виновное лицо накладывается административная ответственность.

Стороны социального партнёрства

Существует две стороны СП – это трудящиеся и работодатель. Данные группы должны представлять определенные люди, выбранные участниками. Они будут считаться представителями:

  • Трудящихся

Источник: https://assistentus.ru/trudovoe-pravo/socialnoe-partnerstvo/

Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности :

Социальным партнерством называют цивилизованное взаимодействие между организациями — защитниками интересов трудящихся (профсоюзами), работодателями и госорганами. Посредством сотрудничества достигается регулирование трудовых отношений, исходя из договоров и законодательства. За счет функционирования социального партнерства повышается уровень гарантий для работников.

Самое краткое определение социального партнерства звучит так. Это система взаимодействия на рынке труда между основными агентами. Понятие и принципы социального партнерства мы рассмотрим в этой статье. Начать изучение этой рыночной категории общества следует с толкования.

Подробнее о разных трактовках понятия

Выделяют две трактовки социального партнерства. Глобальный вариант, основанный на исторических закономерностях, гласит, что классовая борьба трансформировалась в систему партнерских отношений между работниками и работодателями.

В развитых странах цивилизованные социально-трудовые взаимодействия способствовали развитию экономики и стиранию классовых противоречий. Конфликты в современном мире возникают не между классами, а между организациями. Споры решаются цивилизованным путем.

Таким образом, социальное партнерство по данной трактовке – один из методов достижения согласованности интересов.

По другому аспекту понимания социальное партнерство обеспечивает решение социально-экономических проблем и урегулирование спорных моментов между работниками и работодателями. Эти две точки зрения не противоречат друг другу, поэтому можно для широты понимания системы учитывать глобальную и конкретную трактовку. Социальное партнерство до конца не может исключить колебания в трудовой сфере из-за классовых различий. Оно только смягчает конфронтацию.

Важность социального партнерства

Становление социального партнерства протекало сложно и происходит до сих пор. В РФ законодательство в данной нише развивалось с нуля. Сначала защищенность трудового населения в результате стремительных реформ упала, но это привело к толчку для развития социальной системы. Возникло ослабление государственного контроля.

В настоящее время любому специалисту ясно, что система и принципы социального партнерства – эффективный способ оптимизации баланса интересов работодателей и работников. Данное понятие описано в Трудовом кодексе РФ (ст. 23). Там же указаны его виды.

Принципы социального партнерства

Социальное партнерство регулирует интересы государства, бизнеса и наемных работников в сфере труда. Его прямая функция заключается в стабилизации отношений в социуме, что способствует сохранению баланса и мира. Система оказывает влияние на развитие гражданского общества и демократии в экономике, обеспечивает социально-экономическую безопасность и справедливость в разрешении противоречий в трудовой нише.

Основными принципами социального партнерства являются следующие:

  1. Любая сторона может инициировать переговоры (равноправие).
  2. Учитываются интересы всех участников.
  3. Законодательство предоставляет возможность договариваться самостоятельно по многим вопросам.
  4. Государство укрепляет демократическую составляющую социального партнерства за счет создания специальных органов содействия.
  5. Подписание договора требует от сторон соблюдения пунктов, составляемых с учетом норм трудового права и прописанных в законодательстве, а также других правовых актов.
  6. Назначение представителей сторон происходит с помощью собрания работников и составления протокола (делегация профсоюза) или приказа (участники от работодателя). В результате избранные приобретают полномочия для отстаивания интересов.
  7. Выбор обсуждаемых вопросов зависит от участников. Принципом социального партнерства является свобода выбора.
  8. Обязательство сторонами принимаются добровольно, без давления, они должны быть реальны, то есть по силам.
  9. Коллективные договоры требуют неизбежного выполнения. Контроль за этим осуществляют надзорные органы.
  10. При невыполнении обязательств наступает административная ответственность, которая устанавливается при заключении договора.

Функции

Процессы, происходящие в социально-трудовой сфере, обеспечивают стабильность экономики и политики общества и способствуют развитию демократических институтов. Принципы социального партнерства в сфере труда ориентированы на устранение радикального подхода по решению проблем. На это направлена мировая практика и деятельность МОТ (Международной организации труда). Задача заключается в ведении конструктивного диалога с учетом интересов всех участников.

Согласование разнообразных социально-групповых интересов, урегулирование противоречий, конфликтов и их предотвращение посредством методов социального партнерства способствуют миру, развитию экономики и общественного порядку.

История возникновения

Развитие социального партнерства началось с момента появления МОТ. В России данная система закрепилась после появления Указа № 212 от 15.11.1991. На ней базируется разрешение трудовых споров, обсуждение и составление соглашений.

Формы социального партнерства

  1. Коллективные переговоры при составлении общих соглашений.
  2. Составление коллективных договоров.
  3. Взаимные консультации, например при несогласии между профсоюзом и работодателем.
  4. Управление организацией работниками и профсоюзом.
  5. Досудебные разбирательства представителей работников и работодателей.

Примеры действия социального партнерства

Диалог между работодателями и работниками или их представителями относится к двустороннему типу.

Интересы работников включают стабильность временного режима и выплат, достойную заработную плату или оптимальное соотношение сложности обязанностей и материального вознаграждения, социально-бытовых льгот.

Работодатель стремится получить максимальную прибыль и дивиденды, оптимизировать производство с целью снижения затрат. Нестабильность отношений вызывается игнорированием интересов противоположной стороны. В результате начинаются проблемы: снижение прибыли и инвестиций, сильные колебания условий труда.

В зависимости от вариантов развития негативных явлений применяются различные формы социального партнерства, подробно описанные в Трудовом кодексе (ст. 27). Система действует на уровне организации в двусторонней форме. Если требуется согласование проблемы на государственном уровне, то такой тип называется трехсторонним. Согласовывать проблемы допускается с местными (территориальными, региональными), отраслевыми и/или общенациональными органами.

В России организована комиссия, куда входят представители объединений профсоюзов, работодателей и правительства. Структура выполняет функции урегулирования социально-трудовых отношений. В субъектах государства также существуют возможности организации комиссий разного уровня, функционирующих на основе законов РФ и особых указаний, утвержденных органами местного самоуправления.

Роль государства

Особую роль в регулировании социального партнерства принимает государство:

  1. Контролирует законодательство.
  2. Принимает новые правовые акты.
  3. Определяет особенности организации объединений работников и работодателей.
  4. Устанавливает формы и методы взаимодействия партнеров, правовые рамки их деятельности и законодательный регламент.
  5. Выступает в качестве посредника при решении конфликтных ситуаций.
  6. Является социальным партнером при оформлении коллективных соглашений особого уровня.
  7. Создает условия для создания ассоциаций между работниками и/или работодателями.

задача государства

В основном задача госорганов заключается не в принятии обязательств на себя, а в координации и стимуляции процесса переговоров, поддержания единообразия установленных правил. Достижение компромиссов между сторонами способствует успехам экономического и социального развития.

В каком случае госорганы принимают на себя определенные обязательства кроме правого регулирования? Если выступают в качестве работодателей (в отношении государственных или казенных предприятий). Собственником имущества могут быть местные или государственные органы. Дирекция предприятий выполняет функции управления хозяйством.

Социальное партнерство: принципы, уровни

В Трудовом кодексе (ст. 26) выделяют 5 уровней социального партнерства:

  1. Федеральный (основы урегулирования отношений).
  2. Региональный (порядок регуляции в субъектах).
  3. Отраслевой (управление в конкретной отрасли).
  4. Территориальный (для конкретного населенного пункта или его зоны).
  5. Локальный (в рамках определенной организации).

Действующие принципы социального партнерства должны функционировать в соответствии с законодательством на любом из уровней.

Заключение

Таким образом, если описать формы и принципы социального партнерства, то можно вывести следующие ключевые особенности правильной работы структуры:

  1. Это крепкая идеология партнерства в классах рабочих и собственников, где наемные работники не стремятся разрушить существующий строй, а стимулируют создание новых реформ и соглашений для улучшения своего положения.
  2. Принципы социального партнерства и их система функционируют исключительно в развитой экономике, когда государство не только поддерживает определенный класс, а выполняет политику по учету интересов многих представителей населения. Основным принципом социального партнерства является принцип равноправия сторон.
  3. Необходим интерес сообществ от рабочего класса (партий, профсоюзов) и наличие у них достаточной силы и авторитета, чтобы работодатели и госорганы считались с мнением организаций. Поэтому некоторые специалисты считают уважение и учет интересов сторон основным принципом социального партнерства.
  4. Экономические проблемы, потеря капитала и нестабильность в социуме – основные причины, заставляющие государство и собственников прислушиваться к организациям работников.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-osnovnye-principy-socialnogo-partnerstva-ponyatie-formy-sistema-i-osobennosti.html

Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Статья 25. Стороны социального партнерства

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В течение какого времени перечисляют материнский капитал

(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 26. Уровни социального партнерства

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела

Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/03-obschie-polozheniya.html

Формы социального партнерства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Формы социального партнерства

Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.

Система социального партнерства необходима в первую очередь для регулирования отношений в сфере труда. Существуют и различные уровни, на которых регулирование трудовых отношений происходит по-разному. Дело в том, что все стороны этих взаимоотношений, включая государство, должны следить, чтобы права и интересы друг друга были соблюдены. Поэтому существуют основные формы социального партнерства.

Понятие формы социального партнерства

Взаимоотношения в сфере труда всегда регулируются законодательством. При этом законодатель строго следит за тем, чтобы у обеих сторон, то есть у работников и работодателя не было никаких незаконных ограничений в правах. Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.

Для этого была разработана система, позволяющая им взаимодействовать между собой для достижения определенных целей. И делать это они могут в различных формах, указанных в законодательстве. Существуют в этой системе и свои правовые принципы и функции, которые дают определяющую характеристику понятию социального партнерства. Основные формы социального партнерства – коллективные переговоры, а также непосредственное участие работников в делах предприятия.

Коллективные формы социального партнерства

В сфере труда чаще всего можно встретить такую форму социального партнерства, как коллективные переговоры. В законодательстве РФ понятие коллективных переговоров содержится исключительно в Конвенции MOT № 154. Согласно этому нормативному акту, коллективные переговоры – это отношения, основанные на обмене мнениями представителей работников и работодателя. В результате диалога, происходящего между сторонами, осуществляется разработка проекта особого соглашения.

Инициатива начать ведение коллективных переговоров может принадлежать любой из сторон. Вторая сторона, в свою очередь, должна получить соответствующе уведомление о том, что будут проведены коллективные переговоры. У представителей второй стороны есть неделя, чтобы внести свои предложения по поводу проведения этого мероприятия.

В случае, когда не предприятии действует сразу несколько профсоюзных организаций, то их задачей является создание единого представительного органа.

Предметом таких собраний всегда являются трудовые отношения, вернее, их регулирование в отдельно взятой организации. Система социального партнерства позволяет участникам самостоятельно заниматься решением этого вопроса, однако они должны придерживаться норм законодательства. Поэтому основная задача сторон – это учет общих прав и интересов. Для этого и заключается коллективный договор. Срок действия такого документа не должен превышать трех лет, но его можно продлить.

В каких формах осуществляется социальное партнерство

Помимо коллективных переговоров, к формам социального партнерства также относится участие сотрудников в управлении предприятием и участие их представителей для разрешения споров в сфере труда. Работники действительно могут управлять организацией, делая это самостоятельно или с помощью своих представителей. Но эта возможность обязательно должна быть закреплена в уставе предприятия, коллективном договоре и т. д.

Участие работников в управлении также имеет свои формы осуществления. Основными являются:

  • предоставление мнения по вопросам, указанным в нормативных документах;
  • проведение консультаций, касающихся принятия в организации локальных нормативных актов;
  • право получать информацию, которая касается интересов работников;
  • обсуждать вопросы об организации труда с работодателем;
  • разрабатывать и принимать коллективные договора.

Есть свои полномочия и у представителей работников. Они имеют право на получение всей важной информации, касающейся:

  • ликвидации или реорганизации предприятия;
  • различных технологических изменений, из-за которых изменятся и условия труда;
  • повышения квалификации и профподготовки работников.

Что касается участия представителей в решении трудовых споров, то это также является одной из форм социального партнерства.

Ранее нормы трудового законодательства указывали на то, что решение спорных ситуаций представителями осуществляется исключительно в досудебном порядке.

Сейчас Трудовой кодекс этой нормы не содержит, но, тем не менее, именно на досудебной стадии такое разрешение возможно. Если же стороны участвуют в судебном процессе, то этот факт не может быть частью социально-партнерских отношений.

Понятие индивидуального трудового спора определяет трудовое законодательство. Это разногласия, которые возникают между сотрудником и работодателем, которые не смогли решить их с помощью переговоров. Поэтому для их решения требуется вмешательство третьих лиц.

Но стороны, обратившись в комиссию, должны доказать, что не смогли договориться самостоятельно, хотя переговоры не являются обязательными.

Законодатель установил и общий порядок, согласно которому представители работников и работодателей могут принимать участие в разрешении споров. В первую очередь, формируется специальная комиссия. При этом работодатель своих представителей назначает, а работники проводят соответствующее собрание.

Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/formy-socialnogo-partnerstva.html

Что такое социальное партнерство — Статьи газеты «Солидарность»

Заключительная глава книги Елены Косаковской раскрывает тему социального партнерства. Сначала основное: что это за партнерство, на каких принципах основано, кто и на каких уровнях в нем участвует.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 2019

Понятие “социальное партнерство” (II раздел ТК РФ)

Социальное партнерство в сфере труда — система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Стороны и представители социального партнерства

Для согласования интересов стороны соцпартнерства — работники и работодатели — уполномочивают своих представителей в установленном ТК РФ порядке (ст. 25 ТК РФ).

Органы власти и органы местного самоуправления являются сторонами соцпартнерства, когда выступают работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Работников в соцпартнерстве представляют профсоюзы, их объединения, иные профорганизации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или избираемые работниками представители в предусмотренных ТК РФ случаях (ст. 29 ТК РФ).

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, контроле его выполнения, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем — представляют первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений и разрешении связанных с этим коллективных трудовых споров, контроле выполнения соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов, объединения их территориальных организаций.

Интересы работодателя (ст.

33 ТК РФ) в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие объединения работодателей.

Если отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей отсутствует на всех уровнях соцпартнерства, то эти полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей — при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным ФЗ для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Представителями работодателей — организаций, функции учредителей которых выполняют органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления, при коллективных переговорах, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, контроле за выполнением соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — также являются соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Уровни социального партнерства

Стороны соцпартнерства имеют право согласовывать свои интересы на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ).

Уровни, на которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда: федеральный; межрегиональный — в двух и больше субъектах РФ; региональный — в субъекте РФ; отраслевой — в отрасли (отраслях); территориальный — в муниципальном образовании. Обязательства работников и работодателя в сфере труда устанавливаются на локальном уровне.

Органы социального партнерства

В главе 5 ТК РФ предусмотрено образование органов соцпартнерства по решению работников и работодателей (их представителей). Эти органы должны обеспечивать:

— регулирование социально-трудовых отношений,

— ведение коллективных переговоров и подготовку проектов колдоговоров, соглашений,

— заключение колдоговоров, соглашений,

— организацию контроля за выполнением колдоговоров, соглашений на всех уровнях социального партнерства.

Такими органами являются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она работает в соответствии с ФЗ от 01.05.1999 № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”. Членами РТК являются по 30 представителей сторон — общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-38.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр юридической помощи