Рассмотрение гражданских дел в третейском суде
Физические и юридические лица могут отстаивать свои нарушенные права и охраняемые законом интересы в третейских судах. Такая форма защиты предусмотрена Гражданским кодексом РФ.
Помимо судов общей юрисдикции и арбитражных судов в нашей стране активно создаются и действуют третейские суды. Россияне вправе выбирать, в какой орган обратиться, чтобы максимально эффективно и оперативно решить возникший спор, отстоять свои гражданские права.
Понятие и виды третейских судов
Определение 1
Третейский суд – это суд, избранный по соглашению сторон для разрешения конкретного гражданско-правового спора с обязательством каждой из сторон подчиниться решению этого суда. Избранные судьи не обязательно должны быть профессиональными юристами.
Третейское разбирательство дела обладает рядом преимуществ по сравнению с его судебным разрешением:
- быстрота и экономичность рассмотрения дела;
- возможность создания специализированного третейского суда;
- фактор повышенного доверия как к судьям, так и к вынесенному ими решению;
- конфиденциальность;
- возможность сторонам самим определять сроки, место и время разрешения спора.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Законодательство различает несколько разновидностей третейских судов. Одни из них предназначены для рассмотрения разногласий между гражданами, другие занимаются экономическими спорами с участием юридических лиц и предпринимателей, а третьи работают в сфере международных экономических правоотношений.
В зависимости от сроков деятельности различают разовые третейские суды, сформированные для рассмотрения конкретного гражданского дела, и постоянно действующие.
Третейские суды по разрешению споров между гражданами создаются и действуют на основе Положения о третейском суде, входящего в состав Гражданского процессуального кодекса РФ в виде Приложения № 3. Организацию и деятельность третейских судов для разрешения экономических споров между юридическими лицами и предпринимателями регулируют нормы арбитражного процессуального законодательства и следующие основные нормативные акты:
- Временное положение о третейском суде для разрешения экономических споров;
- федеральный закон от 7 июля 1993 года «О международном коммерческом арбитраже».
При Торгово-промышленной палате России созданы два постоянно действующих третейских суда: Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия.
Рисунок 1.
Третейское разбирательство споров между гражданами
Определение 2
Положение о третейском суде предоставляет гражданам возможность передать на его рассмотрение любой возникший между ними спор. Исключение составляют разногласия, вытекающие из трудовых и семейных отношений.
Третейский суд создается по соглашению всех участников спора. Данный орган вправе рассматривать дело только при условии, что между сторонами был заключен договор о его передаче на разрешение этого суда. Такое соглашение называют третейской записью. Она составляется в письменной форме и подписывается всеми лицами, участвующими в споре.
Соглашение о передаче спора на рассмотрение третейского суда должно включать в себя следующую информацию:
- имена сторон и их адреса;
- предмет спора;
- имена избранных судей;
- срок разрешения спора;
- место и время составления соглашения.
Третейский суд образуется по выбору сторон в составе одного или нескольких судей. Для избрания лица третейским судьей требуется его согласие. Эту обязанность вправе исполнять любой совершеннолетний дееспособный гражданин, если он не принадлежит к одной из данных категорий населения:
- лица, не достигшие совершеннолетия;
- лица, состоящие под опекой или попечительством;
- лишенные по приговору суда права занимать должности в органах суда и прокуратуры или осуществлять адвокатскую деятельность;
- привлеченные к уголовной ответственности.
После заключения соглашения о передаче спора на рассмотрение третейского суда односторонний отказ от исполнения принятого им решения не допускается. Исключение составляет вариант, когда одна из сторон обнаруживает доказательства, что кто-либо из судей заинтересован в исходе дела, о чем не было известно при заключении договора.
Замечание 1
При разбирательстве спора третейский суд не связан правилами судопроизводства, изложенными в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Но это не означает, что стороны лишены каких-либо процессуальных гарантий по защите своих прав и охраняемых законом интересов.
Например, не допускается разрешение спора без выслушивания объяснений сторон. Рассмотрение спора откладывается при наличии уважительной причины для отсутствия истца или ответчика в заседании суда. Вместе с тем, оно возможно, если сторона, надлежаще извещенная о времени и месте разбирательства, уклоняется от явки и дачи объяснений.
Рассмотрение дела признается несостоявшимся в случаях:
- истечения срока для разрешения спора, установленного третейской записью;
- отказа кого-либо из судей либо его отвода;
- открытия во время производства дела обстоятельств, дающих основания к возбуждению уголовного преследования в отношении какой-либо стороны, если это обстоятельство может оказать влияние на исход дела;
- смерти одной из сторон.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/zaschita_grazhdanskih_prav_organami_sudebnoy_sistemy/rassmotrenie_grazhdanskih_del_v_treteyskom_sude/
Как создать третейский суд пошаговая инструкция
Порядок образования и деятельности третейских судов
1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.
2.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.
(в ред. Федерального от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
(см. текст в предыдущей )
Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:
1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.
4.
Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
5.
Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1,2,4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9,статьи 11,пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.
6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Порядок обращения в третейский суд и рассмотрения спора
Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое передается в третейский суд в письменной форме. искового заявле ния должно отвечать требованиям, предусмотренным ст.
23 ФЗ о третейских судах. К исковому заявлению, подписанному представителем, прилагается доверенность, подтверждающая полномочия последнего.
Копия искового заявления направляется ответчику.
Свои возражения против иска ответчик может изложить в отзыве на исковое заявление, который представляется истцу и в третейский суд, как правило, до первого заседания.
Ответчик вправе подать встречный иск.
При этом установлены два условия предъявления встречного иска, первое из которых присуще и гражданскому судопроизводству, — наличие взаимной связи встречного иска и требований истца.
Второе условие является специфичным для третейских судов и состоит в том, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом только при наличии третейского соглашения.
ФЗ о третейских судах предоставляет сторонам право изменить или дополнить исковые требования или возражения против иска.
Стороны третейского разбирательства должны быть заблаговременно извещены о времени и месте заседания третейского суда. Неявка надлежащим образом уведомленных сторон на заседание без уважительных причин не является препятствием для разбирательства дела и принятия решения третейским судом,
Правовое обоснование к иску в арбитражный суд
В заседании третейского суда ведется протокол. Однако стороны могут изменить данное правило, установленное в законе.
Третейское разбирательство осуществляется на языке, определенном соглашением сторон, а при его отсутствии — на русском языке. Перевод документов на язык третейского разбирательства обеспечивается сторонами.
Характерной особенностью третейского разбирательства, которая существенно отличает его от рассмотрения споров в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, является то, что рассмотрение дела третейским судом происходит в закрытом заседании, если стороны не договорились об ином.
Обеспечение иска.
Закон наделил третейский суд полномочиями по просьбе любой стороны распорядиться о принятии обеспечительных мер в отношении предмета спора, а также потребовать от другой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами С целью принятия обеспечительных мер стороны третейского разбирательства могут также обратиться с заявлением в компетентный суд по месту третейского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры (ст. 25 ФЗ о третейских судах).
Решение третейского суда.Третейский суд принимает акты в форме решений и определений. К решению третейского суда Законом предъявляет-
19′
564 Часть III. Несудебные формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов
ся требование обязательности, которое состоит в обязанности сторон добровольно исполнять это решение.
Анализируя положения ФЗ о третейских судах, можно сделать вывод о том, что решение третейского суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности. Так, в ст.
33 указанного закона предусматривается, что в решении третейского суда обязательно должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд. Требование законности является принципом третейского разбирательства (ст. 18).
Решение объявляется в заседании третейского суда. В случае необходимости третейский суд вправе отложить принятие решения и вызвать стороны на дополнительное заседание. Закон предоставляет право третейскому суду ознакомить стороны с мотивированным решением в течение 15 дней со дня объявления резолютивной части решения.
Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписывается всеми судьями, входящими в состав третейского суда.
Как и решение, выносимое судом в порядке гражданского судопроизводства, решение третейского суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.
Закон предусматривает возможность вынесения третейским судом дополнительного решения, разъяснения принятого им решения, исправления допущенных описок, опечаток, арифметических ошибок.
По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определение. ФЗ о третейских судах предусмотрено, что третейский суд выносит определение в случаях прекращения третейского разбирательства (ст.
Создание третейского суда
38), решения поставленного вопроса о компетенции третейского суда (ч. 4 ст. 17), принятия обеспечительных мер (ч. 4 ст. 25).
Окончание третейского разбирательства без вынесения решения происходит в форме прекращения третейского разбирательства при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора по существу в третейском суде. Основания для прекращения разбирательства предусмотрены ст. 38 Закона.
Высший арбитражный суд Российской Федерации был упразднен
При прекращении разбирательства в случае принятия решения об утверждении мирового соглашения третейский суд принимает два акта: по ходатайству сторон решение об утверждении мирового соглашения, в котором излагается содержание мирового соглашения (п. 3 ст.
32), а затем определение о прекращении третейского разбирательства (ст. 38).
Date: 2015-08-15; view: 253; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
ВОПРОС:
Наталья Андреевна, юрист, спрашивает:
«1. Подлежит ли вновь создаваемый третейский суд государственной регистрации в свете вышедшего закона о третейских судах?
2.
Является ли третейский суд юридическим лицом? Если да, то откуда это следует?»
Ольга Шевченко пишет:
«Мы создаем Третейский суд в городе Москве. Подскажите, пожалуйста, какой порядок регистрации. С какого момента будет создан Третейский суд? Каким образом уведомлять Арбитраж г. Москвы, какой отдел рассматривает этот вопрос? Как долго рассматриваются документы в Арбитражном суде? Нужно ли уведомлять суды общей юрисдикции?»
Источник: https://advokat144.com/kak-sozdat-treteyskiy-sud-poshagovaya-instruktsiya/
Третейский суд и международный коммерческий арбитраж
Третейские суды и международный коммерческий арбитраж имеют огромное значение при разрешении споров, возникающих из гражданско-правовых отношений. Пробелы в законодательстве, регулирующем образование и деятельность таких судов, в конечном итоге привело к их дискредитации и как следствие неспособности в полной мере решать вопросы, встающие перед бизнесом.
Пакет поправок в законодательство, который вступит в силу с 1 сентября 2016 года, имеет своей целью исправить сложившуюся ситуацию, а также повысить доверие к третейским судам в предпринимательской среде.
Понятие третейского суда и международного коммерческого арбитража
Согласно действующему законодательству третейским судом, а равно и международным коммерческим арбитражем, является негосударственный юрисдикционный орган, который уполномочен законом и сторонами в части разрешения гражданско-правового спора между этими сторонами и вынесения по нему решения, обязательного для этих сторон.
Принятый Закон об арбитраже вводит новые и корректирует ранее существовавшие понятия (статья 2).
К новым понятиям относится «постоянно действующее арбитражное учреждение», под которым понимается подразделение некоммерческой организации, осуществляющее на постоянной основе функции по администрированию арбитража.
Данное понятие заменит термин «третейский суд» в нашем привычном понимании. Единоличный арбитр или коллегия арбитров, которые рассматривают конкретный спор, теперь будут считаться третейским судом.
Закон об арбитраже должен заменить закон о третейских судах, однако положения нового закона являются определяющими и для международного коммерческого арбитража, расположенного в РФ.
Так, в статье 1 закона об арбитраже установлено, что на международный коммерческий арбитраж распространяют действия положения о хранении судом решений, постановлений о прекращении арбитража.
Международный коммерческий арбитраж также должен подчиняться положениям статьи 43 Закона об арбитраже, в котором говорит о внесении изменений в юридически значимые реестры, и положениям об образовании и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений в РФ.
Разновидности третейских судов и международного коммерческого арбитража и порядок их образования
Классифицирующим критерием при делении на виды третейских судов и международных коммерческих арбитражей является характер деятельности судов. Так суды бывают постоянно действующими и создаваемыми для рассмотрения определенного спора.
Постоянно действующие третейские суды и международные коммерческие арбитражи могут создаваться торгово-промышленными палатами, объединениями предпринимателей и потребителей, юридическими лицами и их объединениями, согласно действующему законодательству.
Однако такое дозволение со стороны закона привело к созданию «карманных» третейских судов, которые были аффилированны с организациями, их создавшими, и принятию такими судами решений, удобных для их учредителей.
Такая «порочная» практика была широко распространена в банковском секторе, где заключалось большое количество кредитных договоров, являющихся договорами присоединения, и в которых содержалась третейская (арбитражная) оговорка о рассмотрении споров, вытекающих из таких договоров в третейских судах при банках. Не тяжело догадаться, на стороне чьих интересов стояли такие суды.
С утверждением новых правил (статья 44 Закона об арбитраже), регламентирующих создание и деятельность постоянно действующих арбитражных учреждений, учреждение таких аффилированных судов будет осложнено. Теперь арбитражные учреждения будут создаваться только при некоммерческих организациях (далее — НКО).
Усиление контроля за созданием арбитражных учреждений со стороны государства также будет выражаться и в необходимости получения разрешения постоянно действующему арбитражному учреждению от Правительства Российской Федерации.
Специально созданный Совет по совершенствованию третейского разбирательства при Министерстве юстиции Российской Федерации будет помогать в выдаче таких разрешений путем представления рекомендаций.
При выдаче рекомендаций будут учитываться ряд критериев, таких как наличие у учреждения рекомендованного списка арбитров, состоящего не менее чем из 30 человек, опыт арбитров (не менее 10 лет работы в государственных судах или наличие ученой степени), репутация, характер деятельности НКО и другие.
Кроме того, Правительством Российской Федерации будет утвержден порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений и порядок опубликования в электронной форме в сети «Internet» правил рассмотрения споров в таких учреждениях.
Арбитражным учреждениям предоставляется 1 год на привидение своей деятельности в соответствие с новыми правилами.
По истечении этого срока в случае несоответствия новым правилам арбитражное учреждение лишится права осуществлять деятельность по администрированию арбитража.
Порядок образования судов ad hoc определяют сами стороны в заключаемом третейском (арбитражном) соглашении. В случае, если стороны не могут договориться между собой о порядке образования суда, то будут применяться положения законодательства о третейских судах и международном коммерческом арбитраже. Данный порядок не претерпел изменений в новом законодательстве.
Важно отметить, что Законом об арбитраже предусмотрена ответственность за нарушение правил, установленных в статье 44. По предписанию Министерства юстиции Российской Федерации и решению компетентного суда деятельность арбитражного учреждения может быть прекращена (часть 1, части 3–4 статьи 48 Закона об арбитраже).
Подведомственность споров, рассматриваемых в третейских судах и международном коммерческом арбитраже
Споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, и в которых хотя бы одна сторона находится за границей или в которых участвуют предприятия с иностранными инвестициями, а также иные споры могут рассматриваться в международном коммерческом арбитраже.
Споры, которые законом прямо не отнесены к подведомственности государственных судов, подведомственны третейским судам.
В силу расплывчатости формулировок в законодательстве, определяющих подведомственность споров третейским судам и международному коммерческому арбитражу, в судебной практике существовали диаметрально противоположные подходы к решению одних и тех же вопросов.
Так, вопросы подведомственности споров о недвижимости в каждом регионе Российской Федерации решались по-своему, пока Конституционный Суд в своем постановление от 26.05.
2011 № 10-П не дал толкование соответствующим положениям Закона о третейских судах и нормам АПК РФ, приведя судебную практику к единству.
В изменениях к законодательству добавлены новые критерии, в соответствии с которыми спор может быть рассмотрен в международном коммерческом арбитраже. Так, дела, в которых место, с которым связанно исполнение значительной части обязательств, вытекающих из отношений сторон, или место, с которым предмет спора наиболее тесно связан, находится за границей, будут относиться к спорам, подведомственным международному коммерческому арбитражу.
Поправки в законодательство также призваны изменить существующую практику в государственных судах в отношении споров, вытекающих из корпоративных правоотношений. Теперь законом определен круг корпоративных споров, которые можно будет передавать на разрешение в третейские суды, а также условия и особенности рассмотрения таких дел. При этом арбитраж, создаваемый для разрешения конкретного дела (ad hoc), не уполномочен на рассмотрение корпоративных споров.
Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/332-tretejskij-sud-i-mezhdunarodnyj-kommercheskij-arbitrazh
Третейские суды по новому закону: стоит ли идти?
Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру
За рубежом третейские суды рассматривают примерно 50% всех споров. В России — только 2-3%. Так сложилось, что многие руководители и юристы на подобную форму урегулирования конфликта смотрят скептически.
Все наслышаны об отдельных примерах недобросовестности и конфликтов интересов в третейских разбирательствах.
Тем временем, законодатель активно ищет новые пути совершенствования правовых институтов: с 1 сентября 2016 года вступил в силу новый федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», который призван добавить системе третейских судов больше прозрачности и привлекательности.
Согласно новому закону, важные изменения касаются следующего: постоянно действующие третейские суды смогут создаваться только при некоммерческих организациях и осуществлять свою деятельность при получении ими права на осуществление функций, предоставляемого актом Правительства, на основе рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, и только с учетом установленных законом требований.
Рассмотрение споров будет осуществляться в соответствии с депонированными в Минюсте правилами такого арбитражного учреждения. Кроме того, министерство также будет следить за случаями нарушения третейскими судами законодательства и реагировать на них.
Третейские суды смогут обращаться за содействием в государственный арбитраж, рассматривать в том числе корпоративные споры и споры, связанные с недвижимостью, а некоммерческие организации, при которых они созданы, будут нести ответственность в виде возмещения убытков, причиненных вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения функций по администрированию арбитража или связанных с осуществлением обязанностей, при наличии умысла или грубой неосторожности. Новые постоянно действующие арбитражные учреждения создаются после 1 сентября в соответствии с принятым законом, а для уже существующих установлен переходный период.
Намерения законодателя понятны – как и претензионный порядок, ставший обязательным по АПК с 1 июня, реформа третейских судов нацелена на разгрузку государственных. Но скептическое настроение бизнеса наводит на вопрос, а какие преимущества дает законодатель для обращения в третейский суд?
Выбор арбитров
Поскольку третейский суд – это единоличный арбитр или коллегия арбитров, избранных сторонами или назначенных ими в согласованном или установленном законом порядке, прежде всего, преимуществом третейских судов является возможность выбора арбитра.
Стороны могут договориться о дополнительных требованиях к арбитрам (основные предусмотрены законом), в том числе, о квалификации (например, это могут быть доктора юридических наук, лица с судейским прошлым, имеющие особые награды в области юриспруденции), установить процедуру избрания (назначения) арбитра.
Если в государственном суде оснований для отвода судьи не так много, в третейском суде можно заявлять отводы, если существуют обстоятельства, вызывающие обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости.
Свобода арбитражных соглашений
Арбитражное соглашение, то есть соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникнут или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением, независимо от того, носило такое правоотношение договорный характер или нет, позволяет установить положения для третейского разбирательства, которые не доступны классической судебной системе. Так, например, можно определить место третейского разбирательства, язык, прописать, что арбитражное решение является для сторон окончательным. Арбитражное соглашение может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
Длительность разбирательства
Третейские суды, как правило, позволяют рассмотреть спор в довольно короткий срок. Разумеется, это зависит от его сложности и регламента, по которому работает суд. Спор теоретически может быть рассмотрен в течение нескольких дней, так как третейские суды не так загружены, как государственные. Суды ad hoc (созданные специально для разрешения конкретного спора) по определению не могут претендовать на длительность разбирательства.
Конфиденциальность спора
По общему правилу (если стороны не договорились об ином или иное не предусмотрено федеральным законом) арбитраж является конфиденциальным, слушание проводится в закрытом заседании, а арбитры не вправе разглашать ставшие известные им сведения без согласия сторон. На мой взгляд, очень серьезное преимущество при обстоятельствах, которые не хотелось бы демонстрировать общественности.
Исполнимость решения, даже если контрагент-иностранное лицо
Если контрагент является иностранной компанией и ее имущество, подлежащее взысканию, находится за рубежом, исполнить решение государственного суда на территории иностранного государства проблематично.
Третейские суды такую проблему снимают, так Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года подписана практически всеми государствами и исполняется довольно аккуратно.
Конечно, третейские суды – это не сплошные плюсы. Но иногда таким вариантом лучше воспользоваться – оцените свою стратегию.
В случае обращения выбирайте третейские суды, зарекомендовавшие себя, активно участвуйте в заседаниях, сохраняйте все документы по делу, будьте аккуратны с арбитражной оговоркой и во взаимодействии с третейским судом, внимательно изучайте его регламент. Выбор за вами.
Источник: https://www.klerk.ru/law/articles/451315/
Преимущества третейских судов перед государственными судами
В зарубежных странах широко распространена система коммерческих, третейских судов. Статистика Третейского арбитражного суда г. Москвы, количество поданных исков за последние два года увеличилось более чем в 4 раза. Таким образом, повсеместное распространение третейских судов свидетельствует об их востребованности современным обществом. Учреждение и успешное функционирование негосударственных судов, по нашему мнению, обуславливается рядом следующих причин:
1.1 Независимость третейских судов
Третейские суды независимы от коммерции и государства. Они независимы финансово и работают полностью на самоокупаемости за счет арбитражных сборов.
1.2 Быстрота рассмотрения дел
Ввиду того, что третейские суды – негосударственные структуры, то процедура, в целях повышения эффективности и преодоления главного недостатка официального судопроизводства, максимально упрощена: сокращены сроки рассмотрения дел, порядок подачи исков.
В соответствии с Законом «О третейских судах в РФ» суд не обязан искать ответчика, чтобы вручить ему извещение в суд. Ответчик считается уведомленным надлежащим образом, если уведомление было направлено по адресу, указанному в реквизитах договора. Основная задача суда – уведомить ответчика.
Если государственные суды для этого пользуются услугами “Почты России”, то третейские суды – экспресс-почтой. Поэтому ответчик получает извещение на следующий день после обращения истца в третейский суд.
Даже если письмо вернется с отметкой о невручении из-за отсутствия адресата, то это не является препятствием рассмотрения дела в суде без участия ответчика.
Решение третейского суда сразу вступает в законную силу и нигде не подлежит обжалованию.
Это заметно сокращает сроки рассмотрения дел и принятия окончательных решений, поскольку в механизме его деятельности отсутствует длинная (чаще четырехзвенная – первая инстанция, апелляция, кассация, надзор) цепочка обжалования принятого по делу компетентным судом судебного постановления, которая весьма часто приводит к умышленному затягиванию рассмотрения и разрешения спора по существу одной из сторон.
Исполнение судебного решения ложится на стороны соглашения. В случае, если сторона не исполняет решение третейского суда в течение 5 рабочих дней, сторона, против которой принято решение, выплачивает стороне, в пользу которой принято решение Третейского суда, штраф в размере 50% от общей суммы, взысканной этим решением третейского суда. Исковое заявление о взыскании штрафа рассматривается третейским судом и исполняется в порядке искового производства, установленного регламентом суда.
1.3 Государственная поддержка в исполнении решений
На решения суда выдается государственный исполнительный лист в течение 30-50 дней под финансовые гарантии суда. Исполнительный лист истец получает по заявлению с приложением копии судебного решения в государственном суде. Если это юридическое лицо – то в арбитражном суде того города, где зарегистрирован ответчик.
Если это физическое лицо – то в суде общей юрисдикции, по месту прописки ответчика. Государственный суд при выдаче исполнительного листа не имеет права пересматривать дело по существу: он только проверяет соблюдение третейским судом процессуальных признаков.
Истец передает исполнительный лист судебным приставам, которые выполняют свою работу по взысканию.
1.4 Право выбора
Стороны имеют право выбора судей. Это является подтверждением того, что суд не заинтересован в пристрастном разрешении дела.
Третейские суды могут рассматривать спор только при условии, что каждый его участник выразил свое согласие на это до возникновения спора или после того, как спор уже возник. Рассмотрение спора государственным судом не является препятствием для передачи спора на рассмотрение третейского суда.
В отличие от государственных судов, где дело назначается к слушанию суд проходит по месту нахождения ответчика или в суде, указанном в договоре.
1.5 Независимость в принятии решений
Одно из главных преимуществ третейских судов перед государственными в том, что первые в своих решениях руководствуются только условиями договора между сторонами и нормами ГК РФ, государственные – еще и решениями и постановлениями вышестоящих инстанций. Поскольку третейские суды не входят в систему государственных судов, то на них не распространяются позиции ВАС РФ и всех остальных организаций.
2. Могут ли два российских юридических лица обратиться в международный коммерческий арбитраж?
Российские юридические лица имеют право обратиться с иском при соблюдении условий:
- наличие соглашения между сторонами, определяющего подсудность
- объективная арбитрабельность или допустимость спора в качестве предмета арбитражного разбирательства. В соответствии с российским законодательством, в международный коммерческий арбитраж могут передаваться споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права РФ (п. 2 ст. 2 Положение о Международном коммерческом арбитражном суде).
3. Могут ли третейские суды рассматривать корпоративные споры?
Противоречивая практика рассмотрения корпоративных споров в судах и взаимоисключающие позиции высших судов наглядно показывают нерешенность данной проблемы.
В целях урегулирования данного вопроса в связи с осуществлением масштабной реформы судебной системы в России, вносится ряд поправок, в том числе в АПК РФ, которые затронули проблему арбитрабельности корпоративных споров.
В соответствии с проектом Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации”, новое изложение ст. 225.
1 АПК РФ предусматривает возможность рассмотрения корпоративных споров третейскими судами всех вопросов, которые перечислены в п. 1 ст. 225.
1 АПК РФ (новая редакция повторяет перечень таких вопросов), за исключением споров о созыве общего собрания участников юридического лица и споров, вытекающих из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью (пп. 7 и 9 ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ).
Главным и наиболее значимым положением законопроекта является предоставление третейским судам права рассматривать любые другие корпоративные споры, не указанные в ч. 1 ст. 225.1 АПК РФ (закрытого перечня исключений) при условии, что стороны заключили арбитражное соглашение о передаче указанных споров в третейский суд.
Как было отмечено ранее, такая позиция представлялась в юридическом сообществе наиболее целесообразной и значительно облегчающей порядок разрешения корпоративных споров.
Таким образом, на данный момент до принятия поправок в АПК РФ вопрос о рассмотрении корпоративных споров третейскими судами остается открытым, поскольку в нормах законодательства очевидна коллизия, рекомендации высших судов отсутствуют, а судебная практика остается такой же противоречивой. Принятие изменений в АПК РФ призвано решить давнюю проблему арбитрабельности корпоративных споров, за счет чего компетенция третейских судов заметно расширится.
4. Какие постоянные третейские суды есть в России?
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 года N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” такие суды бывают двух видов:
- временные – для рассмотрения конкретного спора;
- постоянные – при биржах, торгово-промышленных палатах и др. организациях.
Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах.
Законодательством Российской Федерации запрещается создавать постоянно действующие третейские суды при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Допускаются только третейские суды, имеющие статус НКО.
По состоянию на 05.06.2014 в Российской Федерации создано 385 третейских судов в 73 субъектах федерации. Наиболее крупными третейскими судами в России являются арбитражи, созданные при Торгово-промышленной палате. При ТПП РФ действуют ведущие в России и известные в мире третейские суды (арбитражные институты):
- Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС);
- Морская арбитражная комиссия (МАК);
- Третейский суд для разрешения экономических споров;
- Спортивный арбитраж;
- Коллегия посредников по проведению примирительных процедур.
5. В чем отличие «постоянных третейских судов» от «арбитражных учреждений»?
Действующий Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” определяет «третейский суд» как постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.
Новый закон, опубликованный Минюстом РФ дает иное определение третейским судам. Третейский суд – это единоличный арбитр или коллегия арбитров (третейских судей».
С другой стороны, то, что в действующей редакции понимается под третейскими судами, в законопроекте именуется «постоянными арбитражными учреждениями», которые определяются как действующие в соответствии с настоящим Федеральным законом юридическое лицо, на постоянной основе оказывающие услуги по администрированию арбитражного разбирательства.
В свою очередь «администрованием арбитражным разбирательством» выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, делопроизводству, администрированию вопросов сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций по разрешению спора.
Таким образом, отличие между «постоянными третейскими судами» и «арбитражными учреждениями» имеет чисто терминологический характер в связи с изменением законодательства.
Значение введения нового понятия обуславливается необходимостью более точного законодательного регулирования и проставлении акцента на статусе третейских судов (арбитражей) как некоммерческих негосударственных организаций.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным ФКЗ, и создание судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
Вследствие этого возникает правовая коллизия, что делает недопустимым дальнейшее употребление термина «третейские суды». Так, представилось целесообразным ввести новый термин «постоянные арбитражные учреждения», в определении которого давались бы комплексные характеристики, где ключевым является статус юридического лица.
О тождественном значение «третейских судов» и «постоянных арбитражных учреждений» говорится в Пояснительной записке к тексту проекта, где использование «арбитражные учреждения» связано исключительно с принятием законопроекта.
Источник: https://advokat-germania.ru/articles/preimushchestva-treteiskikh-sudov-pered-gosudarstvennymi-sudami
Третейский суд и арбитражный суд — разница
Третейский и арбитражный суд: понятия, правовые основы
Отличия третейского и арбитражного суда на этапе их создания
Разница в порядке работы третейского и арбитражного суда
Исполнение и обжалование решения третейского суда
Третейский и арбитражный суд: понятия, правовые основы
Законодательством допускается возможность разрешения возникающих в процессе деятельности предприятий и индивидуальных предпринимателей, занимающихся коммерцией (далее — контрагенты), споров различными инстанциями, в том числе:
- арбитражными судами;
- третейскими судами.
Арбитражный суд (далее — АС) представляет собой звено государственной судебной системы, деятельность которого строго регламентирована:
- Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ (далее — закон об АС);
- Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — АПК).
Под третейским судом, или арбитражем (далее — ТС, арбитраж), понимается негосударственная инстанция (в лице единоличного арбитра или группы арбитров), к которой вправе обратиться стороны или контрагенты при наличии соответствующего соглашения.
ВАЖНО! Соглашение об арбитраже можно оформить в виде отдельного документа или включить в текст договора третейскую оговорку. Однако существует категория споров, которые подлежат разрешению только в АС: дела о банкротстве, ряд корпоративных споров (пп. 1–5 ч. 2 ст. 225.1 АПК) и другие.
В отличие от АС деятельность ТС менее формализована и определяется законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 № 382-ФЗ (далее — закон об арбитраже).
Отличия третейского и арбитражного суда на этапе их создания
Разница между АС и ТС проявляется уже на этапе создания данных инстанций. В порядке формирования АС и выборе конкретного судьи, который будет разрешать спор, контрагенты не участвуют. Кроме того, при подаче иска в суд заявителю необходимо учесть правила подведомственности и подсудности (ст. 27 и 34 АПК).
Иная ситуация с арбитражем. Контрагенты могут определить, обратиться им к постоянно функционирующему ТС или организовать ТС самим в связи с определенным конфликтом (ad hoc).
Подробнее о видах ТС рассказывается в статье «Виды третейских судов и порядок образования».
В обоих случаях контрагенты согласованно определяют личности арбитров. По общему правилу их должно быть 3, но допускается и иное количество, главное — соблюдать нечетность судей. При коллегиальном разрешении дела тремя арбитрами каждый из участников выбирает по одному судье, после чего избранные судьи договариваются о том, кто будет третьим.
При этом в отличие от судьи АС не каждый арбитр должен быть юристом. Если дело рассматривается тремя арбитрами, образование в сфере права должен иметь только председатель (ст. 11 закона об арбитраже). Но единственный арбитр обязан иметь диплом юриста.
Разница в порядке работы третейского и арбитражного суда
Процесс разрешения дела в АС и ТС имеет существенные различия и выражается в следующем:
- Сроки разрешения конфликта:
- в АС строгие временные рамки разбирательства, за нарушение которых к судье могут быть применены санкции;
- длительность рассмотрения дела ТС ничем не ограничивается, однако, как правило, спор разрешается в пределах 1 месяца.
- Место проведения слушаний:
- в АС слушания осуществляются в зале суда;
- ТС может быть проведен по любому адресу, удобному для контрагентов.
- за исключением отдельных категорий дел, процесс в АС носит открытый характер;
- по общему правилу процесс в ТС не предается публичной огласке, на заседание могут прийти только участники спора.
- Правила формирования протокола:
- в АС всегда ведется протокол слушаний;
- в ТС стороны вправе отойти от общих требований по формированию протокола.
- в АС судьи получают зарплату из государственного бюджета;
- в ТС выплаты арбитрам включаются в сумму издержек сторон.
- Полномочия судей по истребованию доказательств:
- судья АС уполномочен направлять запросы в компетентные органы и организации о представлении доказательств;
- арбитр ТС должен обратиться в государственный суд для формирования соответствующего запроса.
Исполнение и обжалование решения третейского суда
Порядок исполнения и обжалования решения ТС также имеет свои особенности:
- Решение ТС начинает действовать сразу после его вынесения, если в нем не предусмотрен иной срок приведения его в действие (ст. 41 закона об арбитраже). Решение АС 1-й инстанции вступает в силу спустя 30 дней после его оформления при отсутствии апелляционной жалобы.
- В отличие от АС, арбитры не вправе оформлять исполнительные листы.
Для начала исполнительного производства участнику конфликта необходимо представить в государственный суд, уполномоченный разрешать данный конфликт, соответствующее заявление.
Подробнее о правилах его оформления читайте в статье «Как получить исполнительный лист по решению суда?».
- Решение ТС может быть обжаловано в течение 90 дней только в районный АС, управомоченный разрешать соответствующий тип спора. При этом контрагенты также могут договориться о том, что решение ТС окончательно и не может быть обжаловано (ст. 40 закона об арбитраже).
***
Таким образом, третейский суд отличается от арбитражного по многим основаниям, в том числе по правилам создания суда, срокам разрешения конфликта, обжалования и исполнения решения. Обратиться в ТС контрагенты могут только в случае заключения соответствующего соглашения.
Источник: https://rusjurist.ru/sudebnye_dela/tretejskie_sudy/tretejskij_sud_i_arbitrazhnyj_sud_raznica/
Как создаются третейские суды — Советы от юриста
Третейские суды в нашей стране играют большую роль в урегулировании споров в сфере бизнеса. Но большинство россиян имеют о них самое смутное представление. Так вот о том, что представляет собой данный суд, как он формируется и работает, расскажет наша новая статья.
Сначала определимся с термином.
Третейский суд — независимый орган для рассмотрения споров вытекающих из гражданских правоотношений и не входящий в государственную судебную систему РФ. Он действует в соответствии с Федеральным законом, а также на основании правил (либо соглашения сторон), регламентирующих его повседневную работу.
Этот орган имеет в России долгую историю. В документах 14-16 веков говорилось, что жители Московского царства часто судились «перед третьими» [1]. Правда данная возможность существовала только для высшего сословия — князей и бояр. А судебное Уложение 1649 года приравняло третейский суд к государственному и обязывало стороны подчиняться его решению.
Дальнейший расцвет этих судов приходится на конец 19-го века, когда Россия переживала период бурных реформ. Однако после революции 1917 года их значение несколько упало, но они всё-таки продолжали существовать.
Новый импульс в своем развитии третейские суды получили уже в наше время.
Виды третейских судов
Третейские суды бывают постоянными и разовыми. Последние создаются для рассмотрения одного спора (ad hoc — в юридической терминологии). Основная функция суда «одного дела» состоит в скорейшем его разрешении. Контрагенты стремятся оперативно закончить спор и не тратить время на процедуры.
Постоянные третейские суды также нацелены на быстрое рассмотрение. Одновременно они имеют задачу извлечь прибыль за грамотное и скорое урегулирование дела.
Постоянные суды создаются при ТПП [2] субъектов РФ и крупных компаний. К последним относятся суды Газпрома, Лукойла, ПАО Сбербанка, а также других больших фирм. Кроме вышеуказанных, в нашей стране есть и неаффилированные постоянные суды. Например, суд Ассоциации Профессиональной правовой помощи (Ассоциации ППП), Третейский суд Московской федерации юристов и так далее.
Что же касается судов «одного спора», то они создаются и прекращают работу сразу же после принятия вердикта.
Третейское соглашение
Участники тяжбы обращаются в суд, если они подписали третейское соглашение или в контракте присутствует соответствующая оговорка [3]. Это происходят, когда контрагенты доверяют друг другу и думают, что подобный орган быстро разрешит их тяжбу.
Однако бывает и так, что одной стороне просто некуда деваться, так как требование о передаче материала третейскому судье изначально присутствует в стандартном контракте. И оно должно быть принято контрагентом с помощью присоединения к договору.
Обычно этим пользуются Газпром, Лукойл, Нефтегаз и прочие гиганты нашей промышленности, добиваясь передачи спора в «карманный» суд.
Подобная договоренность оформляется в письменной форме на бумажном носителе отдельным документом. Иногда она формулируется в письмах, телеграммах или вносится в договор отдельным пунктом.
Нормы, применяемые судом
Здесь всё просто. Арбитры разрешают дело на основании Конституции РФ и её законов. Правда есть одна существенная оговорка. Если международные договоры устанавливает иные правила, чем те, которые зафиксированы в российском законе, то суд применяет международное право [4]. То есть законодатель установил верховенство международных договоров.
Судьи коммерческого суда
Если участники назначили только одного судью, то он должен иметь диплом юриста. С другой стороны, при коллегиальном составе закон позволяет назначать судьями людей, не имеющих юробразования. Правда, с одним условием. Руководителем суда должен быть только юрист.
Такой состав еще не говорит о низкой квалификации. Наоборот, вердикт подобного суда может быть гораздо более профессиональным и объективным, чем решение федерального арбитража. Все дело в том, что в третейский суд для ведения конкретного дела назначаются специалисты имеющее профильное профессиональное образование в той сфере, из которой вытекает рассматриваемый спор.
Например, материалы в области банковского кредитования рассматривают бывшие банкиры, имеющие диплом по специальности «финансы и кредит», а на дела по вопросам внешнеэкономической деятельности назначаются специалисты в области таможенного права. Данный состав суда изначально является более профессиональным, чем государственные арбитражи, которые рассматривают все дела подряд, не вникая в нюансы.
Автор этих строк не раз присутствовал на заседаниях арбитражного суда по банковским вопросам. Судьи прекрасно разбирались в правовых нормах, но откровенно «плавали» в банковской деятельности. Они не понимали суть и смысл расчета задолженности, порядка начисления процентов и резервов, правил формирования портфеля однородных ссуд и так далее.
И совсем другая картина складывалась в третейском суде, в состав которого входил один пожилой и заслуженный банкир. На альбомном листе формата А4 он быстро и толково объяснял сторонам все нюансы, указывал на порядок расчета и обосновывал действия контрагентов. Понятно, что решения такого суда являлись более профессиональными и законными.
Одновременно с образованием, законодатель выдвигает и другие требования к кандидату. В частности, будущий судья не должен иметь судимости и обязан обладать полной дееспособностью. Кроме того, кандидат на должность не может быть бывшим нотариусом, судьей, адвокатом или следователем, которых досрочно уволили за поступки, не соответствующие их статусу.
Рассмотрение дела
Вначале суд устанавливает свою компетенцию. Он выясняет, может ли рассматривать конкретное дело или нет. В числе прочих судьи также изучают вопрос законности третейской оговорки [5].
Постоянный суд рассматривает материалы на основании норм, регламентирующих его деятельность. Порядок работы суда, созданного для принятия решения по одному спору определяется регламентом, который установили стороны.
Язык процесса, а также адрес заседания определяются в соответствии с правилами, постоянно действующего суда или теми, что приняли контрагенты. В случае, когда стороны не решили, на каком языке будет вестись дело, то таковым по умолчанию считается русский.
Далее процесс идет по правилам искового производства и мало чем отличается от гражданского и арбитражного процесса. Истец направляет заявление, а ответчики готовят отзыв. В процессе разбирательства стороны представляют документы и доказательства. Если истец хочет обеспечить требования, то он подает ещё заявление и в компетентный суд [6]. К нему он прикладывает бумаги, свидетельствующие о рассмотрении материалов в третейском суде, а также документ об оплате госпошлины.
По итогам рассмотрения суд выносит свое решение, оформляемое в соответствии с законом.
Как исполняется решение
Если проигравшая компания не выполняет постановление, то взыскание проводится по нормам исполнительного производства. Для получения исполнительного листа заинтересованный участник представляет в арбитраж (суд общей юрисдикции) третейское решение, соглашение о третейском рассмотрении, квитанцию об оплате госпошлины. Эти бумаги направляются в течение 3-ёх лет с момента вынесения решения.
Отказ в выдаче листа
Окончательное решение об исполнении третейского вердикта принадлежит государственному суду. Таким образом, власть контролирует законность постановлений третейского арбитража.
При этом федеральный арбитр (или судья) не может снова исследовать материалы, собирать доказательств и принимать новое решение по делу. Его компетенция ограничивается только одним действием: выдать или нет ИЛ.
Компетентный суд откажется оформить лист, если проигравший участник докажет, что третейское соглашение изначально было незаконным, вообще не предусматривало рассмотренный спор, либо при вынесении вердикта коммерческий арбитраж исследовал вопросы, выходившие за рамки третейского договора.
Кроме того, лист не будет выдан, когда федеральный суд установит, что состав третейского органа был сформирован с грубейшими нарушениями закона, да и сам процесс не соответствовал его нормам и принципам российского права.
Далее, государственный суд откажет в выдаче исполнительного документа, если обнаружит, что тяжба вообще не должна была рассматриваться в третейском органе, или установит существенные нарушения прав проигравшего участника.
Преимущества третейского суда
Большим плюсом является профессионализм третейских арбитров. Участники тяжбы назначают для ведения своего дела не просто юристов, но профессионалов в той сфере бизнеса, где предстоит разрешить спор.
Люди часто наблюдают в арбитражах картину, когда судья откровенно «плавает» в нюансах, пытаясь разобраться, как оформляется товар на таможне, начисляются проценты, или рассчитываются лизинговые платежи. Всё это не прибавляет авторитета госарбитрам.
Совсем иную картину являет нам профессиональный состав третейского суда, которому не надо объяснять азы бизнеса.
Следующее преимущество третейского арбитража — скорость вынесения решений. Третейский арбитраж рассматривает дело в среднем за десять — пятнадцать дней. Ещё за месяц – полтора можно получить исполнительный лист. Получается что-то около двух месяцев. Для нашей страны это очень короткий срок. Тот же АПК РФ только на первую инстанцию отводит минимум три месяца. Выигрыш во времени, как говорится, налицо.
Далее — месторасположение суда. Арбитражные суды РФ располагаются в столицах субъектов РФ. Третейские же арбитры работают по фактическому адресу своего суда. Поэтому контрагенты вправе подобрать суд, находящийся близко от их офисов, и не тратить деньги на проезд, командировочные или на гостиницу.
Теперь о закрытости судопроизводства. Третейский суд гарантирует полную конфиденциальность. В интернете вы почти не найдете решений третейских судов. А вот система государственного арбитража России выкладывает решения для свободного доступа. И очень часто такая открытость вредит предпринимателям.
И наконец, очень важный нюанс, касающийся возможности влиять на состав суда. Участники могут избрать арбитров, которым полностью доверяют. Для российской специфики данный момент имеет большое значение. Ведь россияне скептически относятся к независимости государственных судов.
Однако в бочке меда есть своя ложка дегтя. Такой ложкой дегтя стали «карманные» третейские органы крупных корпораций. Они подрывают веру предпринимателей в правый третейский суд. Но, к счастью, не они определяют общий вектор развития третейского судопроизводства в нашей стране. В связи с этим, государство, конечно, обязано принять все меры для искоренения нарушений в этой сфере и придать новый импульс в развитии независимых коммерческих судов.
[1] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., Изд. Статут, 2005 год. Вернуться к статье
[2] Торгово-промышленная палата РФ. Вернуться к статье
[3] Ст.5. Федерального закона № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002 года. Вернуться к статье
[4] Ст.6.Закона «О третейских судах в Российской Федерации». Вернуться к статье
[5] С.17 Закона «О третейских судах в Российской Федерации». Вернуться к статье
[6] Арбитражный суд субъекта РФ или суд общей юрисдикции. Вернуться к статье
Источник: https://onixhome.ru/prochee/kak-sozdayutsya-tretejskie-sudy.html