Что понимается под адаптацией ребенка с овз

Особенности социальной адаптации детей с ОВЗ в России

что понимается под адаптацией ребенка с овз

Особым детям – малышам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – требуется помощь не только самых родных и близких, но и медицинских работников, а также государства. Речь идет о программе по социальной адаптации детей с ОВЗ.

Особые дети – кто они?

Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:

  • зрения,
  • слуха,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • умственных способностей.

Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько серьезных диагнозов, мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка.

Стоит помнить, что каждый особый ребенок уникален и развивать его необходимо не «по общим правилам», а исходя из особенностей его здоровья и психического состояния.

Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Как проходит социальная адаптация?

Если еще несколько десятилетий назад вопросы социальной адаптации особых детей не были достаточно проработаны, то в современном обществе существует большое количество методов, направленных на всестороннее развитие молодых людей с инвалидностью.

В комплексе все эти технологии помогают ребятам приспосабливаться к жизни в обществе, обучаться новым полезным бытовым навыкам, получать образование.

При этом важно, чтобы вовремя была проведена соответствующая диагностика и начат процесс обучения, чтобы не было упущено время, – так адаптация будет проходить легче.

В идеале процедура обучения ребенка – процесс непрерывный.

Важно, чтобы в процессе адаптации малыша участвовали и социальные службы, призванные помогать родителям в данном вопросе, и квалифицированные педагоги, и домочадцы – самые значимые люди в жизни ребенка.

В число методов соцадаптации входят:

  • общение с учеником, а также консультирование его родителей;
  • обучение его новым навыкам, закрепление уже полученных знаний, моделирование поведения ребенка в обществе;
  • сказкотерапия, лепка, занятия с песком и другие педагогические приемы, которые помогают маленькому человеку приобретать необходимые навыки в процессе игры, интересоваться окружающей средой, развивать мелкую моторику, заниматься творчеством и т. д.

Социальная адаптация – то есть процесс общения ребенка с педагогом – может быть как индивидуальной, так и проходить в группе детей, в той социальной среде, которая будет благоприятна для развития малыша. Задача – реализовать потенциал каждого маленького участника процесса посредством взаимодействия, поддержки, общения.

В процессе обучения важно понимать, правильно ли идет развитие ребенка как личности. Данный уровень может быть оценен как:

  • удовлетворительный (стабильный) – маленький ученик может самостоятельно себя обслуживать, усваивает новый материал, соблюдает требования дисциплины;
  • неполный (неустойчивый) – ребенок с трудом обучается и психологически приспосабливается к жизни в обществе;
  • неудовлетворительный – малыш не может обучиться базовым навыкам, привыкнуть к окружающему миру, часто болеет.

При нормальном развитии событий социальная адаптация решает множество задач:

  • ребенок сможет обслуживать себя в быту, не прибегая к помощи взрослых (разумеется, в силу своих физических возможностей и особенностей психики);
  • мальчик или девочка получает образование – как обязательное школьное, так и среднее специальное или высшее;
  • человек с ограниченными возможностями расширяет свои границы, свое сознание, имеет больше вариантов устроить свою жизнь и т. д.

Проблемы, с которыми сталкиваются семьи

Семьи, в которых воспитываются особые малыши, как правило, сталкиваются с целым рядом проблем. Вот самые распространенные из них:

  • Ухудшение взаимоотношений в семье вследствие того, что ребенок с ОВЗ требует к себе повышенного внимания и заботы. Кроме того, занимаясь уходом за малышом и его всесторонним развитием, члены семьи непроизвольно отдаляются от друзей и родственников, что также не способствует комфортной обстановке в доме.
  • Вопрос воспитания и образования ребенка с ограниченными возможностями затрудняется тем, что его родители не обладают достаточными знаниями в данной области и не всегда понимают, как правильно нужно действовать в той или иной ситуации.

Помочь маме, папе и другим домочадцам справиться с некоторыми проблемами может опытный психолог.

  • Бывают случаи, когда мама и папа недооценивают или, напротив, переоценивают состояние здоровья члена своей семьи – соответственно, это также затрудняет гармоничное развитие малыша.
  • Далеко не все могут принять ситуацию, что в семье растет ребенок с инвалидностью. Члены семьи могут испытывать по данному поводу страх, стыд, вину и другие «негативные» чувства, справиться с которыми поможет комплексная психологическая терапия.
  • Ребенок может испытывать трудности в общении со сверстниками. Увы, далеко не все толерантно относятся к детям, которые отличаются от других.

В процессе обучения ребенку с ОВЗ необходима постоянная поддержка взрослых – родителей и учителей.

Сама социальная адаптация включает в себя ряд достаточно непростых стадий. Это:

  1. Уравновешивание, в процессе которого маленький человек знакомится с новой обстановкой, с людьми, изучает окружающий его мир.
  2. Псевдоадаптация, при которой ребенок внешне вроде бы приспосабливается к жизни в обществе, но имеет в своем представлении о мире негативные установки, с которыми не может справиться. Не понимает, как нужно вести себя в той или иной неприятной для него ситуации, отказывается от предлагаемой помощи, не может наладить общение с людьми, замыкается в себе.
  3. Этап приспособления, когда человек в ОВЗ принимает систему ценностей общества.
  4. Уподобление, когда ребенок начинает вести себя в соответствии с вышеуказанными ценностями, в это время идет перестройка его психики и характера.

Общеобразовательная или спецшкола?

Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.

В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.

Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.

Возможно, родителям потребуется переоборудовать квартиру в зависимости от особенностей здоровья ребенка, чтобы облегчить его быт и возможность развивать навыки самообслуживания.

Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:

  • привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
  • наладить режим дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада.

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Стоит знать, что в регионах России открыты специализированные центры соцадаптации детей с теми или иными ограничениями по здоровью. Здесь проводятся не только занятия с ребятами, но и обучение пап и мам, консультации с психологом и т. д. В таких центрах и дети, и родители смогут найти друзей и единомышленников, что также немаловажно для успешной социальной адаптации.

Государственная помощь детям и родителям

Помимо социальной адаптации, дети с особенностями здоровья нуждаются в медицинской помощи – речь идет об индивидуальной программе реабилитации, которая разрабатывается для каждого человека по итогу прохождения медико-социальной экспертизы и установления группы инвалидности. Также ребенку могут полагаться бесплатные лекарства, ортопедические и другие предметы, санаторно-курортное лечение и т. д. Подробнее об этом – в Распоряжении Правительства РФ № 831-р от 30 апреля 2016 года и Распоряжении Правительства РФ № 2347-р от 30 декабря 2005 года.

Узнать о дополнительных льготах, которые положены детям-инвалидам, вы можете в службе соцзащиты.

Кроме того, семьи, которые воспитывают особого ребенка, могут рассчитывать на иные льготы. Например:

  • скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • первоочередную постановку на учет по предоставлению жилья;
  • льготный проезд в городском транспорте;
  • скидку на оплату междугородних поездок – к месту учебы, лечения и т. д.

Реабилитация и социальная адаптация детей с инвалидностью – один из вариантов распоряжения средствами материнского капитала (при наличии в семье двух и более детей).

Отдельно стоит сказать и о возможности получать денежные льготы. К ним относятся:

  • ежемесячные выплаты,
  • социальная пенсия,
  • пособие маме или папе – родителю, который осуществляет уход за особым ребенком.

Также для родителей законодательно закреплены налоговые льготы и трудовые послабления:

  • дополнительные дни отпуска;
  • возможность досрочного выхода на пенсию.

Более подробную информацию об этих льготах можно узнать в службе социальной защиты, Пенсионном фонде РФ, налоговой службе и других ведомствах, которые занимаются назначением тех или иных льгот для детей с инвалидностью и их родителей.

Благодаря соцадаптации дети с ограниченными возможностями в дальнейшем смогут активно участвовать в социальной жизни, получить образование, профессию, найти друзей и создать семью. Необходимое условие при адаптации ребят – поддержка взрослых, здоровая атмосфера в коллективе и возможность всестороннего развития.

Источник: https://subsived.ru/lgoty/sotsialnaya-adaptatsiya-detey-s-ovz

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

что понимается под адаптацией ребенка с овз

Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе.

Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала.

Социальная адаптация детей-инвалидов

С точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Основными причинами трудной адаптации в социуме детей-инвалидов являются:

  • Недостаток психического и физического здоровья;
  • Ограниченность социального опыта;
  • Неблагоприятная семейно-экономическая ситуация.

По данным ЮНЕСКО численность детей-инвалидов во всем мире составляет около 3% всех детей, и с каждым годом их число растет, что говорит о необходимости разрабатывать эффективные меры по их социальному приспособлению к жизни общества.

Проблема социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов имеет не только социальное, экономическое и политическое значение, но и морально-этическое. Повышение качества жизни детей с ограниченными возможностями может быть достигнуто путем предоставления им в соответствии с возрастом возможности участвовать в жизни общества.

На государственном уровне для этой категории людей должны быть созданы все необходимые условия, облегчающие их жизнедеятельность, а также нужно провести подготовку общества к принятию детей с ограниченными возможностями. Эти меры помогут снизить количество психосоматических заболеваний и невротических реакций у детей-инвалидов, что в свою очередь существенно сократит затраты на их лечение на уровне семей и государства в целом.

Успешная социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) позволяет этой категории детей быстрее приспособиться к нормальной жизни, восстановить их социальную ценность и усилить гуманные тенденции в обществе. Однако единого пути решения проблемы социальной адаптации детей-инвалидов на сегодняшний день нет, потому для ее решения используются различные разработки психологов и педагогов.

В связи с тем, что социальная адаптация детей с ОВЗ имеет свои специфические особенности, то и подход к решению этой проблемы должен быть многофакторным и динамичным. На государственном уровне, в свою очередь, должно быть сделано все возможное для того, чтобы адаптивный потенциал детей-инвалидов повышался.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Достигнув возраста 3-4 лет, большинство детей попадают в совершенно новую для себя среду – дошкольное учреждение.

Начало посещения детского сада требует от малыша приспособления к новой социальной среде, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками, развития гибкости поведения и адаптивных механизмов.

Режим дня, требования и обязанности становятся для ребенка неожиданностью, вгоняя его тем самым в стрессовое состояние. Отсутствие предварительной подготовки, направленной на социальную адаптацию детей дошкольного возраста, может привести к таким невротическим реакциям, как:

  • Нарушение эмоционального состояния;
  • Ухудшение сна и аппетита;
  • Развитие страха перед дошкольным учреждением;
  • Повышение заболеваемости.

Социально-психологическая адаптация детей происходит по-разному и напрямую зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, типа высшей нервной деятельности, стиля воспитания в семье и взаимоотношений между ее членами, уровня развития игровых навыков, контактности, доброжелательности и эмоциональной зависимости ребенка от матери.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Справка о браке как получить

Во многом течение социальной адаптации детей дошкольного возраста зависит от того, насколько морально и физически родители подготовили ребенка к предстоящим изменениям, а также от индивидуально-типологических особенностей ребенка – холерики и сангвиники адаптируются быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Затрудняет социальную адаптацию детей к дошкольному учреждению наличие таких факторов, как:

  • Эмоциональная неадекватность;
  • Социальная некомпетентность;
  • Несоциализированная агрессия;
  • Слабо развитые навыки поведения в незнакомых ситуациях;
  • Сопротивление ребенка учебному и воспитательному процессам;
  • Отсутствие опыта общения со сверстниками и взрослыми.

Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правильного режима дня. С самого младшего возраста ребенка необходимо поощрять его самостоятельность, тогда он будет расти здоровой и полноценной личностью.

Адаптироваться к детскому саду ребенку может помочь и воспитатель, который должен заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход. Благожелательная и уютная атмосфера, создаваемая воспитателями в группах, является тем необходимым условием, которое помогает детям легко адаптироваться к новому месту.

В целом, социальная адаптация является сложным процессом как для здорового ребенка, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работники дошкольных учреждений, семьи и общество в целом должны предпринимать все необходимые меры, позволяющие любому ребенку войти в социум и стать его полноценным участником.

От целенаправленности и слаженности деятельности взрослых, направленных на социальную адаптацию детей, зависит будущее подрастающего поколения.

Источник: https://lgotaposobie.ru/sotsialnaya-adaptatsiya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ

что понимается под адаптацией ребенка с овз

 Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья. СтатьяЗайцевой С.И., учителя письма и чтения, дефектолога ГБОУ  «Казанская школа-интернат», Республика Марий Эл, Россия

Аннотация: в статье описаны этапы, методы социально-трудовой адаптации реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыты понятия социализации и социальной адаптации детей.Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, дети с ОВЗ.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,  прежде всего – системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности – в семье, школе, трудовых коллективах и пр.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации,  позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе.

Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ОВЗ в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, куда обращаться, как распределить бюджет и многое другое.

Единственным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации.

Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя  становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с ОВЗ. А поскольку наша школа находится на положение интерната, значит научить, сориентировать детей, выработать положительные привычки – это задача всего нашего коллектива.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, закончившими общеобразовательные школы.

Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества.

Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам успешной социализации, социально-трудовой  адаптации лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда школы 8 вида.

Созданные в ней условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических.

Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для него областях.

Социализация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвует личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и постоянной поддержки детей с ОВЗ.

В связи с этим, в учебно-воспитательном процессе школы должна быть заложена и реализовываться идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося. Эта задача будет решаться лишь при соблюдении определенных требований.

Главное из них —  наличие единой системы воздействия на учащихся, складывающейся из нескольких этапов.

Этапы школьной социально-трудовой адаптации и реабилитации в общеобразовательной школе – интернате

Первый этап (1- 4 класс) – социальная адаптация личности через привитие навыков самообслуживания, ручного труда, самопознание.

Второй этап (5-9 класс) – социально – трудовая адаптация через труд на пришкольном участке, мини – ферме, выбор профиля трудового обучения, профессиональная подготовка.

Третий этап (10 класс) – выбор жизненного пути после окончания школы: трудоустройство, продолжение обучения, приобретение профессии, самореализация в жизни.

В коррекционной школе VIII вида ведущими уроками для успешной  социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки, делового и творческого письма.

В нашей общеобразовательной школе-интернате  профильный  труд представлен швейным делом, столярно-плотничным, штукатурно – малярным делом , сельскохозяйственным трудом, рабочим подворья , вязанием, цветоводством и декоративным садоводством, подготовкой младшего обслуживающего труда. По всем предметам разработаны рабочие программы.

На уроках сельскохозяйственного труда учащиеся овладевают сельскохозяйственными знаниями, трудовыми умениями и навыками, достаточными для участия выпускников сельских коррекционных школ в произвольном сельскохозяйственном труде по несложным специальностям, осуществляется коррекция недостатков трудовой деятельности,  воспитание положительного отношения к сельскохозяйственному труду, честности и добросовестности в труде, коллективизма и товарищеской взаимопомощи, чувства ответственности за порученное дело и других моральных качеств, необходимых выпускникам коррекционных школ для работы на производстве, в коллективных и фермерских хозяйствах, содействие физическому развитию, укреплению здоровья, закаливанию организма и воспитанию физической выносливости.

Большую роль для успешной социальной адаптации учащихся играют уроки СБО. Учащиеся получают теоретические знания и практические умения и навыки по ведению домашнего хозяйства, приобретают привычки по самообслуживанию, прививаются морально-этические нормы поведения, воспитываются навыки общения, которые бывают необходимы при посещении различных учреждений, организаций.

https://www.youtube.com/watch?v=rDxkmCuRvuE

На уроках столярного дела учащиеся получают элементарные навыки  владения столярными инструментами и их назначением. Выполняют простые операции обработки древесины. На уроках швейного дела и вязания  ученики производят изделия необходимые для школы.

Прекрасным делом занимаются ученики на уроках цветоводства и декоративного садоводства : облагораживают территорию школы и приусадебного участка цветами и плодовыми деревьями. Уроки «Рабочий подворья» учат выполнять подсобные работы на подворье , уборку территории , уход за одеждой и другим видам обслуживающего труда.

Подготовка воспитанников ведётся с ориентацией на реально существующие рабочие места.

Направление «Подготовка младшего обслуживающего персонала» предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей санитарок в больницах и поликлиниках. Данное направление  предназначено для обучения тех учащихся , кто в силу глубины и особенностей дефектов не может овладеть профессией столяра, швеи , штукатура – маляра и т.д.

Нельзя недооценивать значение экскурсий для успешной социализации и социальной адаптации  ребенка. Экскурсии дают возможность наблюдать мир таким, каков он есть, в естественной обстановке. Поэтому мы стараемся проводить разнообразные экскурсии, в том числе на предприятия. Например, экскурсия в ЗАО «Марийское», в Казанскую врачебную амбулаторию.

Для того чтобы самореализоваться в мире труда, человек должен не только хорошо ориентироваться в мире профессий, но и иметь правильное представление о себе, о своих интересах и возможностях, сильных и слабых сторонах, о ценностях и притязаниях.

Еще в школе он должен соотнести себя с несколькими профессиями, исследовать, какая область профессиональных интересов ему ближе всего, получить медицинскую консультацию по поводу своих трудовых возможностей, попробовать себя на практике в интересующих видах труда.

Только после этого можно принимать решение о выборе профессии, причем необходимо помнить, что это еще не окончательное решение, что в течение жизни придется несколько раз менять вид деятельности, профессию, место работы.

В этом учебном году центром занятости населения п.Сернур было проведено профтестирование учащихся старших классов на предмет профессиональных предпочтений, который поможет в дальнейшем правильно сориентироваться в выборе будущей профессии.

Педагоги школы-интерната в учебно-воспитательной работе  добиваются того, что труд для каждого выпускника — жизненная необходимость. Все выпускники  школы  получают профессии в профессиональных училищах, где  приобретают  специальности. Этому способствовала проводимая профориентационная работа педагогов с учащимися и их родителями, поэтому педагогическим коллективам 9-х классов необходимо:

1.Корректно убедить подростков в их ограниченных возможностях.

2.Показать воспитанникам возможность реализации их сильных сторон, способности к достойному физическому труду.

3.Показать ценность и важность для общества «простых» профессий.

4.Сформировать адекватный уровень притязаний к будущей самостоятельной жизни и готовность к кропотливому физическому труду.

Таким образом, работа по социализации учащихся в коррекционной школе дает положительные результаты только тогда, когда соблюдаются следующие принципы: принцип последовательности, предусматривающий постепенное накопление, расширение социально-бытовых знаний и умений; принцип систематичности, требующий разносторонней, каждодневной, а не эпизодической работы со школьниками.

Успешная интеграция детей с ОВЗ в социуме является первостепенной задачей, стоящей перед педагогическим коллективом школы VIII вида.

Ссылка на источники

  1. Сводина В.Н. Интегрированное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 1998. — №6, стр. 32
  2. Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2001. — №3, стр. 12
  3. Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции //«Директор школы»,1999, № 4;
  4. Володина Н.В. Реабилитация тех, кто не «вписывается» в стандарт // «Директор школы», 1997, № 6.  —  64 с.

Социализация и социальная адаптация детей с ОВЗ

Источник: https://son-net.info/socializaciya-i-socialnaya-adaptaciya-detej-s-ovz/

Какие заболевания входят в ОВЗ — Свободная школа

Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

Расшифровка ОВЗ

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Категории детей с ОВЗ

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) ,  имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус  «ребенок  с  ОВЗ»  в  системе  образования  дает  детям  данной категории  определенные льготы:

  1. Право  на  бесплатные  коррекционно-развивающие  занятия  с  логопедом,  психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По  окончании  9, 11  класса   право  на  выбор  традиционной  формы  сдачи государственной итоговой аттестации  (государственный  выпускной  экзамен)  или  в  форме  основного  государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно составить договор задатка

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и  коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому,  умственному, психическому развитию.

Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество.

Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи  и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?

Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

Надеемся эта статья дала ответы на большинство ваших вопросов и теперь вы имеете представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья.

Источник: http://freeschool-nn.ru/kakie-zabolevaniya-vxodyat-v-ovz/

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2020 году — что это такое

Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные моменты и действующая правовая база.

К сожалению, детей с ограниченными возможностями достаточно много. Именно поэтому, государство старается всячески поддержать этот слой населения и их родителей.

Для них существуют дополнительные льготы и финансовая поддержка. А также предлагаются ряд услуг по реабилитации.

Общие моменты

Данная проблема становится актуальной во всем мире. Основной задачей здесь становится воспитание малышей с различными нарушениями интеллекта в социальной среде.

Проблемы социальной адаптации присутствуют всегда. И с каждым годом все сложнее и сложнее реализовывать план в реальность.

Для этого используются различные коррекционные методики, воспитательная работа с умственно отсталыми детьми.

Что это такое

В последнее время в учебники и другую литературу плотно вошло понятие «особые дети». Это все те же ребята с ограниченными возможностями здоровья.

Поэтому нужно изначально ознакомиться с основными понятиями, которые будут касаться вопроса о социальной адаптации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это малыши, состояние здоровья которых препятствует усвоение стандартной программы вне специализированных условий обучения.

Если говорить о школьниках, то ОВЗ – очень распространенная проблема. Это понятие не однородно.

Определяется это тем, что в нее входят дети с различными нарушениями:

  • слуха;
  • зрения;
  • опорно–двигательного аппарата;
  • речи;
  • интеллекта.

В этом случае самым главным условием становится индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом специфических особенностей.

Социальная адаптация ребенка – специально организованные действия и процедура привыкания к окружающей среде по мере усвоения новой информации.

Методы работы

Система методов адаптации также включает в себя некоторые процедуры технологического процесса по социальной работе.

В частности, могут использоваться следующие методы:

  • информационно–консультативная беседа с трудными детьми или с малышом с ограниченной возможностью;
  • метод поддержки и дальнейшей стимуляции нового навыка, моделирование поведения в соц.среде;
  • метод сказкотерапии, который относится к способу реализации для адаптационного тренинга.

На данный момент социальная адаптация включает в себя проблему патронажа. Особенно если это дети–сироты. Смысл этого – оказание помощи адресного типа.

Нуждаются в данной помощи практически все дети, которые начинают учебу в школе. Некоторые дети самостоятельно могут при помощи взрослых пристраститься к новым условиям.

Систематизированное и профессиональное применение вышеуказанных методов позволяет получить успешную адаптацию личности.

Усвоение программы даже в таком тяжелом положении позволит быстро приспособиться к коллективу и новым условиям.

Действующая законодательная база

Регулирует вопрос несколько правовых актов:

Условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Существует несколько этапов и условий адаптации сложных детей:

Уравновешивание Минимальная степень в процессе адаптации в новой среде. Данный процесс подразумевает ознакомление с новой ситуацией. В этот момент новый человек видит новую обстановку, присматривается к другим детям и устанавливает контакт
Псевдоадаптация Сочетает в себе внешнюю приспособленность с отрицательным отношением психологического характера. Здесь может быть разные убеждения, ориентации и интересы между сторонами. Ребенок не знает как ему дальше действовать в такой неприятной ситуации, отвергает помощь и дружбу, придерживаясь ранним убеждениям
Приноровление Это уже принятие системы ценности при новой ситуации. Например, при уступке одной стороны
Уподобление Это перестройка психики и характера под новую среду в соответствии с установленными порядка

Стоит понимать, что все дети индивидуальны при ограниченных возможностях здоровья. Именно это их и отличает от сверстников. И ясное дело, что процесс адаптации ребенка к обучению является сложным.

Это аргументируется тем, что детский возраст:

  • имеет высокий темп развития всех органов, в том числе и психики;
  • связи физического развития и психического — первое опережает последующие;
  • адаптация зависит напрямую от взрослого родственника или иного опекуна.

Порядок проведения процедуры

А данный момент можно выделить несколько этапов социальной адаптации детей:

Удовлетворительный и стабильный Приобретение навыков самообслуживания, выполнение функционал, соблюдение названой дисциплины
Неполный и неустойчивый Затруднение в приобретении общедоступных навыков и формирование психики при новой обстановке вокруг малыша
Неудовлетворительный уровень Это когда малыш вовсе не может приобрести первоначальные навыки и психологически привыкнуть к новой обстановке. Постоянно болеет на основании данного процесса

Самым первым пунктом в данном вопросе по адаптации детей становится проведение экскурсии, которая поможет несколько ознакомиться со средой. Этот прием способствует формированию делового общения.

Сюда можно внести задания практического характера, которые позволяют вступить в отношения с другими детьми, получить необходимую информацию.

Такой пункт позволяет не только ознакомиться с назначением отдельной службы, компании, но применить знания на практике. После проведенной экскурсии, нужно закрепить на практике полученные знания.

Лучше всего если экскурсия будет выступать за территорию школы. Это может быть магазин или аптека.
На практике различают сразу несколько методов обучения – наглядный, практический, воспитания.

Именно поэтому, во всех занятиях используются дидактические игры, что делает процесс обучения и воспитания несколько лучше. Дети интенсивно играют, что позволяет им интересоваться окружающей средой.

Задачами в данном вопросе становятся несколько пунктов:

  • мониторинг за развитием личности ребенка;
  • изменение и преодоление всех возникающих трудностей в процессе обучения малыша;
  • только положительные эмоции от руководства или учителя к ребенку;
  • рассказ учителей об особенностях формирования личности ребенка, его обучении и дальнейшей социальной адаптации в домашних условиях.

Обучение особых детей возможно сразу несколькими способами:

При совместном посещении детей с обычными детьми Которые не имеют никаких ограничений по здоровью. Особенно это касается общеобразовательного школьного учреждения, где преподают обычную программу. Здесь нет индивидуального подхода к особенным детям
При устройстве в учебное заведение Где есть специализированный класс для особых детей с ограниченными возможностями

Последний пункт по адаптации – закрепляющий. В этот момент ребенок уже несколько привык к данной среде, может самостоятельно двигаться и учиться.

Родители потихоньку оставляют ребенка на самостоятельное обеспечение, что позволяет ему чувствовать себя несколько уверенным. Окончательный этап не быстрый и предполагает несколько месяцев реабилитации.

Основные причины трудной реабилитации

Адаптация напрямую ослабляется некоторыми обстоятельствами:

По характеру инвалидности Сюда включаются различные заболевания в виде – нарушение слуха, зрения, психическое заболевание, опорно–двигательного аппарата
Психофизиологические нюансы Сюда стоит вместить биоритм, темперамент, характерная память
При существенном недостатки физического здоровья Часто такие дети страдают болезнями, вовсе не связанными с их инвалидностью в целом. Они болеют даже чаще, чем дети с хронической болезнью. Связано это соматической ослабленностью
Также имеется возможность недостатка псих Развития для общения с другими детьми. Например, при воспитании в закрытом учебном заведении или только в кругу семьи. Часто такое происходит при обучении ребенка на дому или настороженном отношении сверстников
При недостатке финансов для удовлетворения нужд особого ребенка Например, при покупке технических средств для передвижения, слуховых аппаратов
Также действует на психику ограниченные возможности ребенка При участии в деятельности, которая соответствует их возрастной группе. Это может быть как игровая деятельность, так и коммуникативная. А именно это лишает его социальной адаптации
При нахождении малыша с особыми условиями В неизвестном ему месте или незнакомой среде, которая его угнетает
Разнообразные псих Нарушения при ограничении мобильности и независимости малыша

Все вышеперечисленные факторы затрудняют социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому, необходимо знать основные особенности при проведении процедуры.

Список государственных программ

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями позволяет воспитать личность и выпустить в общество.

Для этого ребенок учится в общеобразовательной школе, где проходит обучение стандартного типа после реабилитации его на индивидуальных условиях.

Если поведение несколько отличается, то можно получить направление в специализированную школу, где проходит индивидуальное обучение с соответствующим подходом.

Для жизнедеятельности такого особого ребенка очень важен именно индивидуальный подход, иначе никакой социальной адаптации малыша не получится. Ребенок будет просто замкнут.

На данный момент очень эффективным методом является пескография, а также различные методики ведущих специалистов.

Ежегодно разрабатываются дополнительные программы, где отображается воспитание и социальная адаптация особых детей.

Песочная терапия позволяет несколько корректировать эмоции ребенка, а также его волю. Применяется чаще всего к дошкольникам.

Программа адаптации в жизнь ребенка с ограниченными возможностями базируется на гармоничном развитии малыша.

Уделяет внимание как психомоторным возможностям, так и к художественным в зависимости от возрастного ограничения и состояния здоровья.

Доступным видом сейчас становится лепка из различного красочного материала. Прививают такие занятия интерес к эстетике, формирует художественное видение.

Для работы может быть использован любой материал, отвечающий по требованиям ГОСТа. Безвредным становится соленое тесто, грязь.

Занятия преследуют следующие цели:

  • улучшение психики, сенсорной чувствительности;
  • синхронизацию действий в руке;
  • развитие различных типов мышления;
  • умение планировать и достигать назначенные цели.

Коррекционные программы направлены на адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Также целью этого вопроса становится формирование привычек, которые позволят в дальнейшем позаботиться о себе и своих родственниках.

Это позволит им чувствовать на одном уровне с сверстниками, но никак не особыми детьми.

социальная адаптация детей

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://posobieguru.ru/invalidam/socialnaja-adaptacija-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostjami-zdorovja/

Портал педагога |

Авторы: Авдеева Ирина Андреевна, Мухтаева Зухра Ибрагимовна
Должность: студентка 4 курса
Учебное заведение: филиала Ставропольского государственного института в г. Буденновске
Населённый пункт: г. Буденновск
Наименование материала: статья
Тема: «Специфика организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья при адаптации к школе»
12.05.2018
Раздел: начальное образование

Авдеева Ирина Андреевна

студентка 4 курса филиала Ставропольского

государственного педагогического

института в г. Буденновске

Абасова Марьям Солимановна

студентка 4 курса филиала Ставропольского

государственного педагогического

института в г. Буденновске

Специфика организации работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья при адаптации к школе

При

организации

работы

с

детьми

с

трудностями

в

обучении

при

адаптации к школе, учитель должен учитывать многочисленные факторы,

которые влияют на успешность адаптации. Но не только от деятельности

учителя зависит то, насколько успешно будет проходить этот процесс. При

адаптации ребенка с трудностями в обучении к школе большую роль играют

родители,

школьный

психолог,

учитель-дефектолог.

Чем

лучше

будет

организована

работа

каждого

из

этих

субъектов,

чем

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой уполномоченный по правам ребенка

глубже

будет

их

взаимодействие, тем лучше будет результат.

Работа педагога-дефектолога с ребенком с ОВЗ имеет свою специфику.

Ребенка нужно учить составлять рассказы по картинке и серии картинок,

отгадывать

и

придумывать

самому

загадки,

используя

прием

сравнения,

«готовить» руку к письму. Одной из основных задач педагогов-дефектологов

является обучение родителей детей с ОВЗ тому, как и чему учить ребёнка

дома. При формировании начальных математических представлений большое

значение педагогам следует уделять предметно-практической деятельности

ребенка, которая обеспечивает основу для формирования математических

понятий. Кроме того, детей с ОВЗ важно научить ориентироваться в звуковой

речи, т.е. развивать у них звуковой анализ. Формирование ориентировки в

звуковой

речи

имеет

важное

значение

для

подготовки

детей

с

ОВЗ

к

обучению и предупреждению у них школьной неуспеваемости .

Одним

из

важных

направлений

работы

с

ребенком,

имеющим

трудности в обучении, является обучение их изобразительному искусству.

Многочисленные исследования Е.А. Ежановой показывают, что например,

детям с задержкой психического развития (ЗПР) характерен низкий интерес к

процессу и результатам изобразительной деятельности. Их рисунки крайне

схематичны, упрощены. У детей с ЗПР рисунки менее многоцветны, по

размеру

изображенного

мельче.

Однако,

различия

в

размере

рисунка,

по

мнению

автора,

могут

быть

объяснены

и

личностными

особенностями

дошкольников с ЗПР, поскольку размер изображения может указывать на

уровень понимания и принятия собственного образа «Я», который у них

несколько ниже, чем у нормально развивающихся детей. Пол человека у

детей с ЗПР также выражен слабо.

Таким образом, значение изобразительной деятельности для развития

психики ребенка огромно. И на основе знания о ее проявлениях в рисунке

можно лучше понять внутренний мир маленького человека.

Выделяют несколько основных направлений работы по формированию

изобразительной деятельности у детей с трудностями в обучении:

1.

Воспитание

эмоционального

отношения

к

изобразительной

деятельности;

2.

Развитие восприятия и представлений о предметах и явлениях

окружающей действительности;

3.

Систематизация этих представлений;

4.

Формирование графических образов изображаемых предметов с

преодолением стереотипности изображений;

5.

Развитие

тонкой

моторики

рук

и

зрительно-моторной

координации;

6.

Развитие

произвольной

регуляции

деятельности

с

помощью

словесной инструкции;

7.

Расширение

словаря

детей

путем

пополнения

его

образной

выразительной лексикой.

Особое

значение

имеет

формирование

интегративной

деятельности

зрительной

и

тактильно-двигательной

системы,

а

также

специальное

обучение

ориентировке

на

листе

бумаги,

возможности

рационального

расположения на нем всех фрагментов рисунка. Развитие изобразительной

деятельности следует сочетать с развитием игры, предметной деятельности,

формированием

тонких

дифференцированных

движений

пальцев

рук,

зрительногогнозиса, пространственных представлений.

В связи с этим детям, для начала, в качестве развития моторики можно

предложить

такое

задание,

как

«Рисование

простого

узора»,

либо

игра

«Трудные виражи. Игра начинается с того, что взрослый рисует дорожки

разной формы, в одном конце которых – машина, а в другом – дом. Потом он

говорит ребенку: «Ты – водитель и тебе надо провести машину к дому.

Дорога, по которой ты поедешь, не простая, поэтому будь внимательным и

осторожным». Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по

изгибам

дорожек.

В

дальнейшем

ребенку

можно

предлагать

рисовать

различные геометрические фигуры, закрашивать их штриховкой и т.д. У

ребенка с трудностями в обучении нет учебной мотивации, поэтому он не

будет долго и старательно выполнять предложенные задания. В этом случае

может

помочь

игровая

мотивация.

Можно

предложить

поиграть

в

художников-волшебников, под ручкой или карандашом которых все оживает,

а потому они могут помочь героям какого-нибудь рассказа или сказки. Затем

детям следует прочитать небольшой рассказ или сказку, где по сюжету героям

приходится, например, ехать в автобусе, а для этого нужна дорога, которую

надо нарисовать; приходится переплывать реку на лодке, которую также надо

нарисовать, заблудившись в лесу, они хотят найти грибы и ягоды, чтобы

поесть, художники – волшебники и в этом им могут помочь и т.д.

Также с ребенком с ОВЗ должен работать психолог. Можно выделить

такие направления работы психолога, как:

1. Социально-психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка

с задержкой психического развития.

2.

Профилактическая

работа

с

родителями,

педагогами

и

другими

специалистами, имеющими дело с такими детьми.

3.

Смягчить

воздействие

неблагоприятных

факторов,

как

минимум,

нейтрализовать неблагоприятные воздействия педагога, или, как максимум,

сделать его коррекционным.

4.Индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ.

И

самое

важное,

что

должен

суметь

сделать

в з р о с л ы й ,

осуществляющий

коррекционно-развивающее

обучение,

это

привить

ребенку

веру

в

свои

силы,

не

допустить

возникновения

заниженной

самооценки. Для этого надо чаще хвалить его, ни в коем случае не ругать за

допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить

результат.

Рассмотрим более подробно роль родителей при адаптации ребенка с

трудностями в обучении, к школе. Родители, в первую очередь, должны

поддерживать своего ребенка, помогать подготовиться к школе, развивать

ребенка с особенностями в развитии. Главное — родители должны оценить

возможности ребёнка с ОВЗ и его успехи, заметить прогресс (пусть у ребенка

с трудностями в обучении незначительный).

Только

совместная

работа

педагогов

и

семьи

пойдёт

ребёнку

с

задержкой психического развития на пользу и приведёт к положительным

результатам. С детьми необходимо постоянно общаться, проводить занятия,

выполнять

рекомендации

педагога.

Больше

времени

следует

уделять

ознакомлению

с

окружающим

миром:

ходить

с

ребёнком

в

магазин,

в

зоопарк, на детские праздники, больше разговаривать с ним о его проблемах

(даже

если

его

речь

невнятна),

рассматривать

с

ним

книжки,

картинки,

сочинять разные истории, чаще ребёнку рассказывать о том, что вы делаете,

привлекать его к посильному труду.

Важно также научить ребёнка играть с игрушками и другими детьми.

Родители порой неадекватно оценивают поступки детей, что приводит к

нравственной

дезорганизации

их

поведения:

одобрения

чаще

всего

однотипны; порицания содержат осуждение индивидуальных особенностей

ребенка, сопровождаются угрозами и наказаниями. Отсутствие постоянных

требований

ослабляет

самоконтроль

ребенка

при

проявлении

его

индивидуальных

личностных

качеств,

не

позволяет

прогнозировать

последствия

своих

действий

для

окружающих.

Негативный

опыт

взаимодействия

с

родителями

приводит

к

постоянным

отрицательным

эмоциональным переживаниям детей, дезорганизуя процесс приобретения

ими социальных навыков.

Для того чтобы ребенок с ОВЗ адаптировался к школе быстро нужно

готовить ребенка к школе. Родители могут помочь своему ребенку. Они могут

не только развивать способности ребенка, но и морально подготовить своего

ребенка, чтобы он не боялся школы. Для этого можно использовать сказки

для

школьной

адаптации.

Также

сказки

могут

использовать

учителя

на

уроках, психологи и дефектологи.

Таким образом, поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка.

Проблемы адаптации у детей с ограниченными возможностями здоровья

связаны

с

их

психическими

особенностями.

Для

того

чтобы

адаптация

проходила успешно нужно создать максимально благоприятные условия. То

есть с детьми с ограниченными возможностями здоровья нужно заниматься,

оказывать им коррекционно-развивающую помощь.

Список литературы

1.

Александровская

Э.М.

Социально-психологические

критерии

адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье

учащихся. – М., 2008.

2.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.

— М.: 1968.

3.

Дорожевец,

Т.В.

Диагностика

школьной

дезадаптации

/

Т.В.

Дорожевец. – Витебск, 2005.

4.

Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие,

обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. — М.: 2010.

5.

Лебедева С. С. Актуальные проблемы образования инвалидов как

средства их социальной адаптации // образование как средство социальной

адаптации инвалидов: опыт и перспективы // Сост. С. С.Лебедева — СПб.:

1998.-С.5.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=31013

Социализация детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный.

    Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.

  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие.

    Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Если с ребенком трудно

Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если» и «Что делать, если 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения.

Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир.

В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными.

Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

Купить

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.

Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других.

Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

1. Естественно-культурные:

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

2. Социально-культурные:

  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки.

Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!

Купить

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых.

«Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы.

Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

Пример «портфолио»: Тюляева Т. И. «Портфолио ученика», или папка личных достижений 5-11 классы» Методическое пособие

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/sotsializatsiya-detey-s-ovz/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр юридической помощи