Кто может продавать электроэнергию

Зеленый тариф: как выгодно продавать электроэнергию государству

кто может продавать электроэнергию

Во многих развитых странах мира действует специальная правительственная программа «зеленый тариф», стимулирующая развитие микрогенерации электроэнергии из возобновляемых источников. В чем заключается смысл этой программы, как подключиться к ней и насколько выгодно осуществлять продажу излишков солнечного или ветрового электричества? Найти ответы на эти и другие тематические вопросы можно в нашей публикации.

Что такое зеленый тариф и принят ли он?

В анонсе статьи мы упоминали, упоминали, что зеленый тариф, по сути, является стимулирующей программой, направленной на развитие малой альтернативной энергетики. Стимулятором в данном случае выступает специальный тариф, по которому государство выкупает излишки энергии.

Принцип работы зеленого тарифа

Учитывая высокую стоимость генераторов альтернативной энергии и сопутствующего оборудования, включая согласующие устройства для подключения к общей электрической сети, зеленый тариф должен быть выше действующих расценок, чтобы имелась возможность окупить затраты, после чего получать чистую прибыль.

Основная задача зеленого тарифа.

В далекой перспективе, внедрения зеленого тарифа должно снизить расход невозобновляемых источников энергии (нефть, уголь, природный газ) путем стимулирования развития альтернативной энергетики и привлечения инвестиций в эту сферу. Теоретически, концепция вполне разумна, но малопривлекательна ввиду больших стартовых вложений, все-таки стоимость оборудования (солнечных панелей, аккумуляторных батарей, преобразователей энергии и т.д.) довольно высока.

И вот здесь мы подходим к основной идее данного проекта – снижение стартовых издержек путем введения специального (повышенного) тарифа, по которому у частных производителей электроэнергии государство покупает электричество (точнее его излишки). Теоретически, концепция вполне разумна, теперь посмотрим на ее реализацию.

В россии

как уже упоминалось выше, на сегодняшний день правительством россии еще не был утвержден закон о принятии зеленого тарифа. планируется, что он будет запущен во второй половине 2018 года.

на текущий момент имеются утвержденные правила, согласно которым владельцы минигенераторов, установленных в частных домохозяйствах, могут продавать излишки электроэнергии государству, если они добыты из возобновляемых источников.

осталось дождаться публикации постановлений, в которых будет указано, на каких условиях предоставляется льготный тариф.

из опубликованных пунктов плана мероприятий по внедрению микрогенерации, можно предположить, что для получения зеленого тарифа должны быть выполнены следующие требования:

  • максимальная мощность станции (источника энергии) ограничена 15-ю киловаттами.
  • альтернативный источник должны располагаться только в частном доме, если он установлен в многоквартирном жилом комплексе, то тариф не распространяется на такое устройство. то есть, установка солнечных батарей должна производиться только на крыше частного дома.
  • предприятия энергосбыта не могут отказаться от выкупа излишков электрической энергии, вырабатываемой солнечной батареей или другими видами минигенераторов.
  • при установке размера зеленого тарифа принимается во внимание средняя стоимость электричества от альтернативных источников на региональном рынке электроэнергии.
  • владельцы солнечных электростанций и ветряков при получении прибыли по зеленому тарифу освобождаются от уплаты подоходного налога.

следует принять во внимание, что перечисленные выше условия могут быть пересмотрены на момент принятия постановления правительства о развитии альтернативной энергетике. изменений также может коснуться условий, на которых будет производиться подключение объектов малой генерации к государственной сети энергоснабжения и их ввод в эксплуатацию. в этом случае, с большой долей вероятности, будут пересмотрены правила регистрации электросчетчиков.

в украине

украина подписала договор энергетической хартии почти десять лет назад, что на законодательном уровне «привязало» зеленый тариф к евро.

после девальвации местной валюты из-за нестабильного экономического положения, в виду последних событий, национальная комиссия регулирования электроэнергетики (нкрэ) была вынуждена произвести перерасчет (в данном случае понижение) тарифов в 2016 году (закон украины №5129). помимо этого мощность малых установок, производящих электричество планируется уменьшить с 30 до 15 квт.

тарифная сетка по зеленому тарифу в украине, после принятия закона №5129

в нашей статье мы будем еще неоднократно обращаться к опыту украины по внедрению зеленого тарифа, особенно в вопросах окупаемости оборудования и получении прибыли.

в европе и сша

сша можно считать родоначальником «зеленой энергетики», именно в этой стране в 1978 году на законодательном уровне был впервые введен механизм привлечения инвестиций в развитие технологий альтернативной энергетики. такое решение было принято в связи энергетическим кризисом, выйти из которого удалось при помощи повышения выработки электроэнергии от возобновляемых источников благодаря введению зеленого тарифа и грамотной программе энергосбережения.

несмотря на то, что европа считается лидером по внедрению альтернативной энергетики, программа привлечения инвестиций к развитию «зеленых технологий» появилась здесь на 13 лет позже, чем в сша. первой европейской страной, поддержавшей идею развития зеленой энергетики, стала германия (в 1991 году). через год к программе присоединилась швейцария, и еще через год – италия.

сейчас различные государственные программы стимулирования развития малой энергетики от возобновляемых источников действуют более чем 45-и странах по всему миру. в приведенной ниже таблице отображается зависимость увеличения мощностей генерации «зеленой» электроэнергии после введения программ государственной поддержки.

влияние зеленого тарифа на развитие альтернативной энергетики

как получить зеленый тариф?

Поскольку в России еще не принята программа государственной поддержки для развития технологий использования альтернативных (возобновляемых) источников, то механизм получения зеленого тарифа еще не до конца понятен. Вполне вероятно, он не будет сильно отличаться от украинского варианта, где чтобы подключить тариф физлицу необходимо действовать по алгоритму, представленному на рисунке.

Порядок действий для получения зеленого тарифа частному лицу в Украине

Обозначения к рисунку о порядке оформления зеленого тарифа:

  1. Произвести закупку оборудования для солнечной или ветровой электростанции.
  2. Установить купленное оборудование на объекте.
  3. Подготовить пакет необходимых документов, после чего передать его на рассмотрение в Облэнерго. Помимо документов, подтверждающих право собственности на участок, обязательно прилагается технический проект мини электростанции, включая копии техпаспортов на все оборудование к нему. Это довольно сложный этап, и судя по отзывам соискателей, самостоятельно решить все вопросы с бюрократической машиной, мало кому удавалось.
  4. Открыть расчетный счет в любом банке.
  5. Установить специальные двунаправленные счетчики, предварительно согласовав этот процесс с Облэнерго.Двунаправленные счетчики для зеленого тарифа
  6. Подписание договора и акта приема-передачи с представителями Облэнерго.

После выполнения всех выше перечисленных пунктов можно осуществлять продажу электроэнергии государству.

Как продавать электроэнергию государству?

На данный момент, пока Правительство не приняла соответствующего постановления сложно сказать, как будет организована в России поддержка развития альтернативной энергетики. Насколько известно, рассматривается два варианта:

  1. Система взаиморасчетов, в данном случае владелец мини электрогенератора в случае необходимости может потреблять электроэнергии из общей сети. Например, в период слабой солнечной активности мощность электростанции (на солнечных панелях) будет существенно уменьшаться, соответственно, выработки электричества будет недостаточно для собственных нужд. Если по итогам отчетного периода, сгенерированной энергии меньше, чем потребленной, то разница оплачивается по общепринятому (обычному) тарифу. При излишках электрической энергии разница зачисляется на следующий расчетный период или выплачивается в виде денежной компенсации (в зависимости от условий договора).
  2. Производители электроэнергии продают ее излишки государству по стоимости превышающей цены на местном энергетическом рынке. Вполне вероятно, что будет действовать ограничение на мощность солнечного и ветрового генератора (планируется 15,0 кВт). Продажа электроэнергии напрямую потребителям не предусмотрена, поскольку для этого необходимо иметь статус энергокомпании, а это накладывает совсем другие требования.

Какой из двух вариантов будет выбран, пока неизвестно.

Выгодно ли продавать электричество государству?

Поскольку у нас зеленый тариф пока не введен, обратимся к опыту соседей. Для этого мы произведем расчеты, которые покажут, насколько рентабельны такие инвестиции.

https://www.youtube.com/watch?v=h7_VxxUzf_w

Возьмем типовую солнечную мини электростанцию на 10 кВт. Оборудование с установкой «под ключ» обойдется примерно в $12000. При тарифной сетке 0,18 евро за киловатт, с учетом расходов под собственные нужды (200 кВт), годовой доход будет порядка $1650 (для количества солнечных дней, соответствующих средней полосе), соответственно, срок окупаемости составит порядка 7,5 лет. После этого продажа электроэнергии по специальным тарифам будет приносить чистую прибыль.

Положительные и отрицательные стороны.

Введение зеленого тарифа будет, безусловно, выгодно для тех, кто владеет небольшими генерирующими установками, работающими от энергии солнца или силы ветра. В данном случае преимущества отразятся в виде дополнительной прибыли в семейный бюджет. Помимо этого внедрение зеленых технологий положительно влияет экологическую обстановку.

Что касается отрицательной стороны медали – это увеличение расходной статьи бюджета государства. Помимо этого следует учитывать, что солнечная энергетика, а также другие виды возобновляемых энергоносителей, оказались дорогим удовольствием.

Сейчас Германия вынуждена покупать электроэнергию по зеленым тарифам, заключенным при стоимости киловатта 0,5 евро. При этом нынешняя стоимость (причем даже не минимальная) солнечной электрической энергии около 0,12 евро.

Как видите, покупка «зеленой» электроэнергии может стать серьезным бременем для бюджета страны.

Источник: https://www.asutpp.ru/zelenyj-tarif.html

Как продать электроэнергию Вашего генератора — Энергомарт

кто может продавать электроэнергию

Строительство собственной электростанции распространённое решение по снижению затрат. Предприятие, построившее собственные генерирующие мощности, снижает цену покупки тепловой и электрической энергии.

С какими проблемами сталкиваются предприятия с собственной генерацией?

Сложно точно спрогнозировать объем потребления электроэнергии:

  • Если вырабатываем мало электроэнергии, то недостающий объем приходится докупать на розничном рынке электроэнергии,
  • Если вырабатываем много электроэнергии – лишняя энергия бесплатно уходит в сеть. По сути, мы дарим электроэнергию сетевой компании.

При нелинейном графике потребления предприятия приходиться менять объем производства электроэнергии:

  • Если собственная генерация работает в неоптимальном режиме – уменьшается КПД работы и растет себестоимость производства 1 кВт*ч электроэнергии. Это увеличивает срок окупаемости инвестиций в строительство собственной генерации.

Решение данных проблем – продажа лишней электроэнергии. Это позволит:

  • Работать генерации в оптимальном режиме 24 часа в сутки, с минимальной себестоимостью выработки электроэнергии;
  • Получить дополнительный источник дохода для предприятия. Энергосбытовая компания платит живые деньги;
  • Как следствие, максимизировать экономический эффект от строительства собственной генерации.

Что нужно чтобы продавать электроэнергию на розничном рынке?

Технологическое присоединение к сетям сетевой организации

Необходимо заключить и выполнить технические условия сетевой организации на технологическое присоединение генерации. Получить акты о технологическом присоединении и акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей.

Этапы процесса технологического присоединения генерации:

  1. Разработать схему выдачи мощности на основании, согласованного с Сетевой компанией технического задания. Схема выдачи мощности содержит расчеты режимов работы близлежащих электросетевых объектов на разных уровнях напряжения;
  2. Заключить договор на технологическое присоединение и получить технические условия на присоединение генерации к сетям Сетевой компании, подготовленные на основании схемы выдачи мощности;
  3. Выполнить технические условия;
  4. Установить двунаправленный прибор учета электрической энергии, фиксирующий объемы выдачи электроэнергии в сеть;
  5. Заключить договор купли-продажи электроэнергии с энергосбытовой компанией или потребителем.

Кому можно продать электроэнергию?

На рынке работают 2 типа энергосбытовых компаний: гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании

Гарантирующий поставщик

  • Покупает электроэнергию на оптовом рынке;
  • Объем покупки розничной генерации несоизмеримо мал по сравнению с покупкой на оптовом рынке;
  • По закону не обязан покупать розничную генерацию;
  • Имеет право купить розничную генерацию не дороже цены электроэнергии, складывающейся на оптовом рынке электроэнергии;

Независимая энергосбытовая компания

  • На розничном рынке может покупать электроэнергию только у гарантирующего поставщика или у розничной генерации;
  • Покупает розничную генерацию в собственных экономических интересах;
  • Продает купленную электроэнергию в зоне действия гарантирующего поставщика, где находится генерация.

→ Предложение о покупке излишков электроэнергии Энергомартом

Потребитель электроэнергии

Помимо этого, собственник генерации может самостоятельно продать излишки электроэнергии напрямую конечному потребителю. Для этого нужно:

  • Найти покупателя электроэнергии;
  • Заключить с ним договор купли-продажи;
  • Заключить договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с сетевой компанией;
  • Покупателю необходимо внести изменения в договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

За сколько можно продать электроэнергию на розничном рынке?

Составляющие конечной цены на электроэнергию

Электроэнергия, которую вы покупаете на розничном рынке состоит из 4 составляющих:

  • Цена на электроэнергию – цена покупки электроэнергии на оптовом рынке;
  • Цена на услуги по передаче – цена за передачу электроэнергии, устанавливается регулятором;
  • Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика – устанавливается регулятором как % от цены электроэнергии на оптовом рынке;
  • Инфраструктурные платежи – платежи в пользу организаций, обеспечивающих работу оптового рынка: Администратор торговой системы, Системный оператор и Центр финансовых расчетов.

Покупатель электроэнергии розничного генератора должен оплатить услуги по передаче электроэнергии. Возможная цена продажи электроэнергии – это цена электроэнергии на оптовом рынке.

Электрическая энергия и электрическая мощность

Электроэнергия для потребителя состоит из двух составляющих – это электрическая энергия и электрическая мощность.

Цена на электрическую энергию разная в каждый час каждых суток месяца в каждом регионе. Она определяется на оптовом рынке в ходе торгов между оптовыми генераторами и покупателями (Гарантирующими поставщиками и крупными потребителями).

Цена ночью в среднем на 28% ниже цены днем.

Вторая составляющая электроэнергии – электрическая мощность. Стоимость мощности определяет «Системный оператор» (организация, отвечающая за системную надежность энергоснабжения по всей России).

Генерирующие компании до начала расчётного года подают Системному оператору заявки на продажу мощности (объем и цена). Системный оператор исходя из потребности мощностью потребителями и предложениями генераторов определяет цену на мощность на следующий год.

Начиная с 2016 года цена на мощность определяется на 3 года вперед.

Как оценить возможный экономический эффект от продажи электроэнергии на розничном рынке?

Чтобы оценить возможный экономический эффект вам нужно:

  1. Построить почасовой график возможного производства электроэнергии генератором;
  2. Вычесть из графика производства электроэнергии график потребления предприятием, таким образом вы получите график выдачи излишков электроэнергии в сеть;
  3. Рассчитать цену продажи электроэнергии по договору купли-продажи электроэнергии по 3 ценовой категории
  4. Вычесть из полученного результата вознаграждение гарантирующего поставщика согласно его сбытовой надбавке, определенной постановлением региональной энергетической комиссии.

Хотите доверить эту работу профессионалам? Мы к вашим услугам! Проконсультируем бесплатно.

Источник: https://en-mart.com/kak-prodat-elektroenergiyu-vashego-generatora/

Кто может продавать электроэнергию

кто может продавать электроэнергию

В анонсе статьи мы упоминали, упоминали, что зеленый тариф, по сути, является стимулирующей программой, направленной на развитие малой альтернативной энергетики. Стимулятором в данном случае выступает специальный тариф, по которому государство выкупает излишки энергии.

Принцип работы зеленого тарифа

Учитывая высокую стоимость генераторов альтернативной энергии и сопутствующего оборудования, включая согласующие устройства для подключения к общей электрической сети, зеленый тариф должен быть выше действующих расценок, чтобы имелась возможность окупить затраты, после чего получать чистую прибыль.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как продавцы обманывают покупателей

Основная задача зеленого тарифа.

В далекой перспективе, внедрения зеленого тарифа должно снизить расход невозобновляемых источников энергии (нефть, уголь, природный газ) путем стимулирования развития альтернативной энергетики и привлечения инвестиций в эту сферу. Теоретически, концепция вполне разумна, но малопривлекательна ввиду больших стартовых вложений, все-таки стоимость оборудования (солнечных панелей, аккумуляторных батарей, преобразователей энергии и т.д.) довольно высока.

И вот здесь мы подходим к основной идее данного проекта – снижение стартовых издержек путем введения специального (повышенного) тарифа, по которому у частных производителей электроэнергии государство покупает электричество (точнее его излишки). Теоретически, концепция вполне разумна, теперь посмотрим на ее реализацию.

В России

Как уже упоминалось выше, на сегодняшний день Правительством России еще не был утвержден закон о принятии зеленого тарифа. Планируется, что он будет запущен во второй половине 2018 года.

На текущий момент имеются утвержденные Правила, согласно которым владельцы минигенераторов, установленных в частных домохозяйствах, могут продавать излишки электроэнергии государству, если они добыты из возобновляемых источников.

Осталось дождаться публикации Постановлений, в которых будет указано, на каких условиях предоставляется льготный тариф.

Из опубликованных пунктов Плана мероприятий по внедрению микрогенерации, можно предположить, что для получения зеленого тарифа должны быть выполнены следующие требования:

  • Максимальная мощность станции (источника энергии) ограничена 15-ю киловаттами.
  • Альтернативный источник должны располагаться только в частном доме, если он установлен в многоквартирном жилом комплексе, то тариф не распространяется на такое устройство. То есть, установка солнечных батарей должна производиться только на крыше частного дома.
  • Предприятия Энергосбыта не могут отказаться от выкупа излишков электрической энергии, вырабатываемой солнечной батареей или другими видами минигенераторов.
  • При установке размера зеленого тарифа принимается во внимание средняя стоимость электричества от альтернативных источников на региональном рынке электроэнергии.
  • Владельцы солнечных электростанций и ветряков при получении прибыли по зеленому тарифу освобождаются от уплаты подоходного налога.

Следует принять во внимание, что перечисленные выше условия могут быть пересмотрены на момент принятия Постановления Правительства о развитии альтернативной энергетике. Изменений также может коснуться условий, на которых будет производиться подключение объектов малой генерации к государственной сети энергоснабжения и их ввод в эксплуатацию. В этом случае, с большой долей вероятности, будут пересмотрены правила регистрации электросчетчиков.

В Украине

Украина подписала договор Энергетической хартии почти десять лет назад, что на законодательном уровне «привязало» зеленый тариф к евро.

После девальвации местной валюты из-за нестабильного экономического положения, в виду последних событий, Национальная Комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) была вынуждена произвести перерасчет (в данном случае понижение) тарифов в 2016 году (Закон Украины №5129). Помимо этого мощность малых установок, производящих электричество планируется уменьшить с 30 до 15 кВт.

Тарифная сетка по зеленому тарифу в Украине, после принятия Закона №5129

В нашей статье мы будем еще неоднократно обращаться к опыту Украины по внедрению зеленого тарифа, особенно в вопросах окупаемости оборудования и получении прибыли.

В Европе и США

США можно считать родоначальником «зеленой энергетики», именно в этой стране в 1978 году на законодательном уровне был впервые введен механизм привлечения инвестиций в развитие технологий альтернативной энергетики. Такое решение было принято в связи энергетическим кризисом, выйти из которого удалось при помощи повышения выработки электроэнергии от возобновляемых источников благодаря введению зеленого тарифа и грамотной программе энергосбережения.

Несмотря на то, что Европа считается лидером по внедрению альтернативной энергетики, программа привлечения инвестиций к развитию «зеленых технологий» появилась здесь на 13 лет позже, чем в США. Первой европейской страной, поддержавшей идею развития зеленой энергетики, стала Германия (в 1991 году). Через год к программе присоединилась Швейцария, и еще через год – Италия.

Сейчас различные государственные программы стимулирования развития малой энергетики от возобновляемых источников действуют более чем 45-и странах по всему миру. В приведенной ниже таблице отображается зависимость увеличения мощностей генерации «зеленой» электроэнергии после введения программ государственной поддержки.

Влияние зеленого тарифа на развитие альтернативной энергетики

Источник: https://konsultaciya.okd1.ru/zakon/kto-mozhet-prodavat-elektroenergiyu/

Зеленый тариф на электроэнергию: суть, преимущества и недостатки, порядок подключения

22 марта 2019

Стоимость электроэнергии постоянно растет, и из-за этого все большее количество людей начинает переходить на альтернативные источники ее получения. Если владелец домашней электростанции потребляет на свои нужды меньше электричества, чем вырабатывается, он может продать излишки государству по так называемому зеленому тарифу. На этом можно даже получать доход, так как стоимость энергии будет выше той, которая вырабатывается на обычных электростанциях.

Подробнее о тарифе

Зеленый тариф – это стоимость 1 кВт/ч энергии, произведенной с помощью возобновляемых источников. Государство готово покупать ее у населения и предприятий. Цель такой политики – стимуляция производства альтернативной энергии путем частичного компенсирования затрат владельцев солнечных электростанций или ветровых генераторов на их приобретение и установку. В результате снизится расход нефти, природного газа, угля.

Механизм основан на таких принципах:

  • возобновляемый источник энергии подключают к сети;
  • с владельцем электростанции заключается долгосрочный контракт на закупку энергии;
  • электрическая энергия оплачивается по завышенной стоимости.

Теоретически у такой концепции есть шансы на успешное развитие. Но ситуация осложняется тем, что на старте потребуются большие денежные затраты, ведь стоимость оборудования высока.

Как обстоят дела в России

Будет ли действовать зеленый тариф в России? Этот вопрос очень актуален для людей, которые уже приобрели и установили электростанции или генераторы в частных домах с целью выработки альтернативной энергии. К сожалению, в России не принят закон, который регламентировал бы применение зеленого тарифа.

Разговоры о принятии соответствующего законопроекта ведутся давно, но его утверждение переносили уже несколько раз. Ожидается, что в России закон будет принят в 2019 году.

Но все же определенный прогресс в этом направлении есть – уже разработан предварительный план мероприятий. В этом документе перечислены требования, которые должен выполнить владелец альтернативного источника энергии для того, чтобы продавать государству электроэнергию по высокой цене.

Условия

  • Мощность источника энергии не должна превышать 15 кВт/ч.
  • Станция должна находиться только в частном доме, на квартиры действие программы распространяться не будет.
  • Размер ставки будет определяться с учетом средней рыночной стоимости электричества от альтернативных источников.

Вышеперечисленные условия могут быть изменены в момент принятия закона.

Интересно, что владельцев солнечных электростанций и прочего оборудования обещают освободить от уплаты налога.

Порядок оформления тарифа

Как получить зеленый тариф, если соответствующий законопроект все же будет принят? Скорее всего, порядок действий владельца станции не будет отличаться от того, который действует во многих странах мира.

  • Покупка оборудования для производства альтернативной электроэнергии, установка в частном доме или на участке.
  • Сбор пакета документов и подача их на утверждение в компетентный территориальный орган. В состав пакета включают документы на право владения участком и проект электростанции.
  • Установка специальных счетчиков.
  • Заключение договора о купле-продаже электроэнергии с предприятиями Энергосбыта.

Преимущества и недостатки

Применение зеленого тарифа на электроэнергию имеет такие преимущества:

  • возможность получения дополнительного дохода для владельца станции;
  • отсутствие налогов на полученный доход;
  • снижение выброса вредных веществ в атмосферу.

Недостатки:

  • предприятиям Энергосбыта придется покупать электроэнергию по завышенной стоимости;
  • бюджеты федерального и местного уровня недополучат определенную сумму денежных средств в связи со снижением налоговой нагрузки.

Таким образом, введение зеленого тарифа в России создаст благоприятные условия для строения домашних электростанций. Владельцы домашних электростанций смогут получить дополнительный доход за счет продажи государству излишков энергии.

Источник: https://altenergiya.ru/novosti/zelenyj-tarif-na-elektroenergiyu-sut-preimushhestva-i-nedostatki-poryadok-podklyucheniya.html

Составляющие тарифа на электроэнергию

Прежде чем перейти к описанию составляющих тарифа на электроэнергию, кратко изложим суть реформы РАО ЕЭС. Функционировавшая до 2002 г. компания (РАО) фактически являлась монополистом в РФ, т.к.

совмещала все виды деятельности: начиная от производства и передачи электроэнергии, заканчивая ее распределением и продажей.

Соответственно стоимость тарифа на электроэнергию устанавливало государство в лице Федеральной службы по тарифам, что и было основной предпосылкой к реформе, потому как частные инвесторы не вкладывали деньги в эту отрасль, а она требовала серьезной модернизации.

Суть реформы заключалась в том, чтобы постепенно перейти от тарифного регулирования к формированию тарифа рыночным способом, а для этого необходимо было уйти от монополии, создав этот самый рынок.

В результате реформы были созданы генерирующие компании (производство электроэнергии), электросетевые компании (передача электроэнергии), системный оператор единой энергосистемы (централизованное управление энергосистемой), энергосбытовые компании в статусе гарантирующих поставщиков (продажа электроэнергии потребителям).

Таким образом, стоимость электроэнергии (тарифа) складывается из следующих четырех составляющих: стоимость производства электроэнергии (мощности) + стоимость передачи электроэнергии (мощности) + инфраструктурные платежи + сбытовая надбавка. Стоимость передачи электроэнергии (м) по-другому называется котловой тариф на передачу.

Потребители, у которых заключен договор энергоснабжения, оплачивают электроэнергию гарантирующему поставщику (в одно окно), а уже гарантирующий поставщик распределяет и перечисляет полученные средства генерирующим и сетевым компаниям, а также системному оператору.

Также потребитель вправе заключить два договора: договор купли-продажи электроэнергии, тариф в котором будет включать стоимость производства электроэнергии (мощности) +  инфраструктурные платежи + сбытовую надбавку, а также отдельный договор с сетевой компанией на оплату услуги передачи электроэнергии.

В соответствие с ПП РФ от 04.05.12 тарифы на электроэнергию за текущий месяц публикуются гарантирующими поставщиками с задержкой в 15 дней. Например, тарифы за август публикуются до 15 сентября и т.д., поэтому узнать в текущем месяце значение тарифов невозможно.

Ниже указана таблица в которой приблизительно указан порядок процентного соотношения каждой составляющей в общей доле тарифа.

Стоимость производства электроэнергии (м) Котловой тариф на передачу Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика Инфраструктурные платежи
40% 55% 4,9% 0,1%

Первая составляющая: стоимость производства электроэнергии (мощности)

Именно эта составляющая в тарифе определяется рыночным путем, т.е. зависит от спроса и предложения на рынке электроэнергии.

Упрощенно схема работы следующая: в соответствие с реформой в каждом регионе РФ находится несколько генерирующих компаний, которые в процессе торгов борятся за объемы электроэнергии, которые необходимо произвести по заявкам от крупных потребителей, постепенно снижая стоимость своих предложений.

Таким образом, победившая компания производит электроэнергию под конкретную заявку, например, под гарантирующего поставщика и эта составляющая стоимости затем транслируется в тариф.

Следует отметить, что кроме рынка электроэнергии, также есть рынок мощности. Если провести аналогию с другим энергоресурсом — водой, то электроэнергия — это вода, а мощность — это ее напор. Т.е. в тарифе содержится составляющая на оплату производства электроэнергию, а также составляющая на обеспечение соответствующей мощности.

Итого: стоимость производства электроэнергии (мощности) — это значение, которое изменяется ежемесячно, либо ежесячно в зависимости от выбранного тарифного плана на электроэнергию (ценовой категории). В среднем плавно растет на 6-8% в год.

Вторая составляющая: котловой тариф на передачу электроэнергии (м)

Эта составляющая тарифа регулируется государственными органами (РЭК, ФСТ, комитет по тарифам). Котловой тариф утверждается в конце каждого года на два полугодия вперед. При этом во втором полугодии тариф, как правило, вырастает на 2-4% по отношению к первому полугодию.

Котловой тариф применяется в тарифе в зависимости от уровня напражения к электросети потребителя. Например, котловой тариф на уровне напряжения СН-2 (20-1 кВ) будет ниже, чем тариф на уровне напряжения НН (0,4 кВ).

Это объясняется тем, что подключившись на уровне СН-2 потребителю потребуется самостоятельно построить подстанцию, которая будет понижать уровень напряжения до с 1 кВ до рабочего напряжения оборудования — 0,4 кВ, а также ее обслуживать. Подключение потребителя к сети по уровню напряжения НН (0,4 кВ) означает, что подстанция уже построена сетевой компанией, однако тариф на это уровне напряжения будет самым высоким, т.

к. сетевая компания будет обеспечивать транспорт электроэнергии от электростанции до потребителя, постепенно понижая его до рабочего напряжения и соотвественно будет нести расходы на содержание сети.

Итого: стоимость передачи электроэнергии (м) — котловой тариф на электроэнергию фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от уровня напряжения, по которому потребитель подключился к сети. Чем выше напряжение в точке подключения, тем ниже тариф на передачу.

Третья составляющая: сбытовая надбавка гарантирующего поставщика

Сбытовая надбавка аналогичным образом регулируется государственными органами на два полугодия. Значение сбытовой также в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого, а вот ее значение зависит от максимальной мощности предприятия (объекта предприятия). Всего есть три уровня по максимальной мощности: до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и свыше 10 МВт. Чем выше мощность предприятия, тем ниже значение сбытовой надбавки.

Итого: сбытовая надбавка фиксируется на два полугодия, в среднем вырастает на 2-4% во втором полугодии относительно первого и зависит от максимальной мощности предприятия. Чем выше максимальная мощность предприятия, тем ниже сбытовая надбавка.

Четвертая составляющая: инфраструктурные платежи

Эта составляющая в общей доле тарифа составляет самое минимальное значение — порядка 0,1% и от месяца к месяца меняется несущественно.

Итого: значения инфраструктурных платежей пренебрежимо мало на фоне общего значения тарифа и практически не изменяется от месяца к месяцу.

Заключение

Кроме понятия тарифа на электроэнергию, существует понятие ценовой категории (тарифного плана на электроэнергию). Например, первая ценовая категория — это фиксированный тариф на месяц. Вторая ценовая категория — это тарифы, дифферинцируемые по зонам суток.

Также существует еще 3, 4, 5, 6 ценовая категория, подразумевающие оплату электроэнергии (м) предприятием по почасовым тарифам.При этом потребители вправе самостоятельно выбирать для расчетов наиболее выгодную ценовую категорию, путем уведомления гарантирующего поставщика.

Выбор оптимальной ценовой категории позволяет снизить затраты на оплату электроэнергии до 25%.

С более подробной информацией по ценовым категориям можно ознакомиться на странице сервиса «Калькулятор ценовых категорий».

Источник: https://time2save.ru/articles/sostavlyayuschie-tarifa-na-elektroenergiyu

Зеленый тариф: как выгодно продавать электроэнергию государству — Электрик

Хозяев установок, работающих на энергии солнца, ветра или воды и позволяющих получать электричество мощностью до 15 кВт, могут освободить от уплаты НДФЛ при продаже излишек сетевым компаниям.

Соответствующий законопроект был одобрен к внесению в Госдуму на заседании Правительства 15 августа. А документ, который разрешает владельцам малых ветряков и солнечных батарей торговать электроэнергией, тем временем готовится ко второму чтению.

Ожидается, что депутаты рассмотрят его уже в осеннюю сессию.

Частному дому — собственный ветряк

Потребности населения в электроэнергии грозят опередить ещё недавно подключенные мощности. Эксперты предупреждают, что через семь лет ресурс введённых за последние 10 лет в России 35 тысяч МВт может быть исчерпан.

Так что нам необходимо не менее 15 процентов «зелёной энергии» в общей генерации, считают специалисты.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как проводится экспертиза обуви

Выходом может стать как строительство крупных мощностей, так и появление у населения личных источников альтернативной энергии.

В феврале в первом чтении Госдума одобрила законопроект, внесённый Минэнерго в рамках программы по развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Документ, кроме прочего, предусматривает, что физические лица, имеющие электростанции мощностью до 15 кВт включительно, работающих на ВИЭ, смогут продавать выработанную электроэнергию на розничных рынках.

Читайте по теме
Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный пояснил «Парламентской газете», что благодаря этому «каждый гражданин получит право поставить солнечную батарею или ветряк на собственном доме».

«Бытовые компании и генерирующие компании будут функционировать отдельно. Закон даст право людям производить электроэнергию самим. Мало того, при её избытке — поставлять её в сети. Сетевые компании будут обязаны покупать эту электроэнергию по цене рынка», — объяснил он.

«Личная» энергия обезопасит жителей Севера

Обеспечение стабильной электроэнергией жителей труднодоступных регионов Сибири и Дальнего Востока всегда было актуальной задачей. Но для этого приходится тянуть ЛЭП на сотни километров.

Там, где это невозможно, приходится завозить по воде тысячи тонн мазута, причём процесс усложняется тем, что период навигации ограничен.

Есть примеры изолированной от остальной страны генерации электроэнергии — это Билибинская АЭС на Чукотке и идущая ей на смену плавучая АЭС «Ломоносов», береговая инфраструктура для которой уже строится.

В то же время удалённые регионы обладают огромным потенциалом возобновляемых источников энергии, в первую очередь — ветряной, отчасти солнечной.

В Тикси, например, начато строительство ветряной электростанции, которая сможет снабжать отрезанный от энергосистемы страны один из важнейших портов на Северном морском пути.

Но если посёлок в целом может иметь независимую «зелёную» генерацию, почему и его жителям также не могут организовать автономные источники энергии, чтобы использовать климатические сложности как преимущества — морской арктический ветер и полярную ночь?

  • Павел Завальный. Пресс-служба Госдумы

Если каждый житель удалённых регионов сможет законно иметь собственную генерацию, он будет чувствовать себя в большей безопасности, — такое мнение высказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. «Основная задача рассматриваемого нами закона о микрогенерации — позволить пользоваться «зелёной» энергетикой в виде ветряков и солнечных батарей в труднодоступных районах», — пояснил депутат.

  1. Он также отметил, что, хотя сейчас в России малые агрегаты для возобновляемой энергетики «дороговаты», как и в принципе вся «зелёная» энергетика, тем не менее собственные солнечные батареи стали уже «одними из самых эффективных в мире».
  2. «Думаю, что этот закон будет стимулировать производство российских агрегатов для малой генерации — солнечных панелей и других», — надеется депутат.
  3. Игорь Ананских: Юрий Паршинцев / ПГ

Выгода для дачников и владельцев частных домов

Впрочем, даже в российских регионах с развитыми электросетями есть «белые пятна», куда большим компаниям невыгодно тянуть ЛЭП. Поэтому рассматриваемый закон, по словам Ананских, может решить и эту проблему.

«Там, где невыгодно проводить газ или электричество, 15 собственных киловатт для личных нужд иметь гораздо выгодней. И поэтому данный закон призван удешевить электричество на отдалённых и приусадебных участках, дачных посёлках, на метеостанциях, куда невыгодно проводить электричество», — объяснил парламентарий.

Он также добавил, что законопроект пока не касается городов и многоквартирных домов, так как там уже действует особый правовой порядок. «Там, где инфраструктуры в достатке, генерирующая организация по уже существующему законодательству обязана за небольшую сумму поставить и довести до каждого потребителя 15 кВт, что гораздо выгодней», — констатировал он.

Там, где невыгодно проводить газ или электричество, 15 собственных киловатт для личных нужд иметь гораздо выгодней.

В то же время для частных домов, по его мнению, в дальнейшем необходимо будет скорректировать разрешённое значение для личной генерации. «В дальнейшем нам надо подумать над увеличением разрешённой мощности для малой генерации. Если дом большой, то 15 кВт может не хватить», — считает Ананских.

Это мнение разделяет и первый заместитель Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг.

«Надо расширять зону действия закона. Даже для частных лиц 15 кВт — это минимум. Если приличный дом, то 50, 60 и даже 100 кВт нужны точно. В качестве первого шага можно остановиться на 15 кВт. А уже через год надо бы поднять до 100 кВт», — подчеркнул Гартунг в комментарии для «Парламентской газеты».

  • Валерий Гартунг. Юрий Паршинцев / ПГ

Для снижения цен и демонополизации рынка электроэнергии

Дальнейшее повышение разрешённого порогового значения для микрогенерации предполагает ещё одну цель — демонополизацию и децентрализацию российской электроэнергетики в будущем, считает Гартунг.

Он отметил, что для этого необходимо развивать малую генерацию в принципе, причём не только основанную на альтернативных источниках энергии, и для личных нужд физических лиц.

«Надо дать возможность малому бизнесу развивать источники малой генерации, чтобы они тоже имели достаточно простые и понятные условия по продаже излишков энергии и подачи её в сеть», — сказал он.

Депутат объяснил, что, таким образом, в перспективе эффективность производства и потребления электроэнергии может возрасти.

Читайте по теме
«Тогда бы мы децентрализовали источники генерации, и фактически у нас сам бизнес, потребитель, смог бы сбалансировать спрос и предложение. На производстве — разная в течение суток.

Даже на непрерывном цикле у многих предприятий основная нагрузка идёт в первую смену, а во вторую и третью — снижается. В то же время у граждан больше потребность в электроэнергии в основном вечером. Так что есть утренние и вечерние пики потребления.

И это можно было бы сглаживать за счёт малой генерации», — считает Гартунг.

Депутат посетовал, что электросети оказывают «дикое» сопротивление таким предложениям, так как им невыгодно присутствие на рынке малой генерации, потому что «малая генерация будет размонополивать рынок, децентрализировать его». А ведь, отметил он, последнее как раз выгодно и гражданам, потребителям, и государству, так как сократит издержки на передачу, составляющие от трети до половины цены, и в итоге снизит стоимость энергии.

Впрочем, Гартунг уверен, что внесённый закон в нынешнем виде пока «больше символический», он — «первый шаг в правильном направлении, но явно недостаточный». «С другой стороны, этот закон — как прецедент — важен.

Он позволит отработать механизмы взаимодействия частной малой генерации с сетевиками, вскроет недостатки, препятствия, описав которые, можно будет дорабатывать схему и устранять недостатки.

И уже потом можно поднимать порог генерации», — заключил депутат.

«Зелёная» энергетика в России и в мире

Человечество активно переходит к использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на фоне угрозы исчерпания ископаемого топлива и негативных последствий от его использования для экологии.

В целом увеличение мощностей возобновляемой энергетики уже опережает традиционные источники — с 2015 года это 55 процентов прироста.

47 стран к середине века планируют на 100 процентов перейти на «зелёную» энергию, а о переводе 30 процентов генерации на ВИЭ к 2030 году заявили Китай, Бразилия, Япония и Канада.

Читайте по теме
Только ветряные электростанции по всему миру уже вырабатывают больше, чем вся энергетика России. Одним из ярких примеров в использовании энергии ветра является Дания — там ветер даёт более 40 процентов генерации.

Сейчас лидером по использованию ВИЭ в целом является Китай — как ветра, так и солнца (почти 26 процентов генерации). В США для сравнения: 21 процент. Лидирующие позиции также занимают такие страны, как Германия, Испания и Индия.

В России, где использование ВИЭ не превышает одного процента, несмотря на огромные запасы углеводородов и другого ископаемого топлива, имеется огромный потенциал для развития «зеленой» энергии.

Ещё с советских времён действует Кислогубская приливная электростанция, ряд других мощностей — геотермальные, солнечные и ветряные станции.

 С 2010-х возобновлены проекты по постройке ветряных электростанций в Ростовской области, Адыгее и других регионах.

Источник: https://orensbyt.ru/avtomatizatsiya/zelenyj-tarif-kak-vygodno-prodavat-elektroenergiyu-gosudarstvu.html

Можно ли продавать электроэнергию в России?

Задайте вопрос в окне или позвоните по федеральному бесплатному номеру: 8(800)35-03-680

Можно ли продавать электроэнергию в России, поставляя излишки электричества от ветрогенераторов и солнечных батарей в сеть?

Россияне смогут заработать на излишках «зелёного» электричества.

Хозяев установок, работающих на энергии солнца, ветра или воды и позволяющих получать электричество мощностью до 15 кВт, могут освободить от уплаты НДФЛ при продаже излишек сетевым компаниям.

Соответствующий законопроект был одобрен к внесению в Госдуму на заседании Правительства 15 августа. А документ, который разрешает владельцам малых ветряков и солнечных батарей торговать электроэнергией, тем временем готовится ко второму чтению.

Ожидается, что депутаты рассмотрят его уже в осеннюю сессию.

Россияне смогут продавать излишки электроэнергии

От огромных электростанций площадью 250 гектаров к миллионам маленьких станций в доме каждого потребителя — в таком направлении сегодня движется мировая электроэнергетика. В России тенденция на децентрализацию пока не так заметна, однако изменить ситуацию поможет законопроект о микрогенерации, внесённый Правительством на рассмотрение Госдумы 7 ноября.

Размещать объекты микрогенерации станет проще

Разработчики документа из Минэнерго рассматривают инициативу как часть программы по развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ, то есть, к примеру, станции, работающие на энергии солнца или ветра — прим. ред.).

«Законопроект предусматривает, что физические лица — собственники электростанций мощностью до 15 кВт включительно, работающих на ВИЭ, смогут продавать выработанную электроэнергию на розничных рынках», — пояснил замди⁠ректора департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ Андрей Максимов.

Речь идёт о продаже излишков, которые не пошли на нужды собственного хозяйства, причём физические лица будут освобождены от уплаты налогов. Ещё в 2017 году Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс, которые освобождают от уплаты подоходного налога владельцев электростанций на ВИЭ, если они продали излишки выработанной электроэнергии не более чем на 30 тысяч рублей за год.

Читайте по теме Чтобы продавать непотраченную электроэнергию, выработанную солнечными модулями на крыше собственного дома (многоквартирных домов законопроект не касается) или ветряком, нужно присоединить объект микрогенерации к местным сетям и заключить договор с гарантирующим поставщиком, в зоне покрытия которого находится мини-станция на основе ВИЭ.

«Малые объёмы электростанции — мощностью до 15 кВт — объясняются тем, что к ним уже привыкли граждане, они понимают, что это льготная категория, для таких мощностей не нужны особые разрешения на подключение, не требуется и участие Ростехнадзора, — пояснил Максимов. — Процедура будет понятной и комфортной для потребителей».

Таким образом, законопроект упрощает процесс размещения ветряных электростанций и даёт возможность их владельцам не только продавать излишки электроэнергии, но и в случае необходимости брать электричество из сети.

Прозрачность схемы важна и для потребителей, и для гарантирующих поставщиков, подтвердил министр энергетики Московской области Леонид Неганов. По его словам, чтобы новая норма охватила все регионы, в том числе и те, где природные условия не способствуют быстрому развитию микрогенерации, необходимо предусмотреть в законе дополнительное стимулирование для потребителей.

Законопроект рассмотрят до Нового года

Как вариант, можно подумать о введении льготного кредитования для закупки оборудования гражданами, считает член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.

«Оборудование для выработки электроэнергии должно быть доступным для всего населения. На Дальнем Востоке, к примеру, развитие микрогенерации будет пользоваться спросом — здесь достаточно энергии солнца, ветра и моря.

Но жители региона не самые богатые, поэтому вопрос цены остаётся принципиальным», — полагает сенатор.

Главное, что уже сейчас есть консенсус среди всех участников сферы, связанной с микрогенерацией.

Закон, по его словам, будет актуален для удалённых сёл, где сети изношены и часто случаются перебои с подачей энергии. Также парламентарий предлагает определить возможности региональных властей в регулировании отношений владельцев «домашних» электростанций и участников рынка.

Все инициативы будут обсуждаться ко второму чтению законопроекта, заверил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков. «Главное, что уже сейчас есть консенсус среди всех участников сферы, связанной с микрогенерацией. Все понимают, что закон просто необходим», — отметил депутат. Учитывая этот факт, по его словам, законопроект может быть рассмотрен в первом чтении уже в осеннюю сессию. 

Источник: https://www.pnp.ru/economics/rossiyane-smogut-prodavat-izlishki-elektroenergii.html

Госдума приняла поправки в закон об электроэнергетике в части микрогенерации. Будет ли счастье у альтернативщиков?

11 декабря 2019 года (как раз накануне Дня Конституции) Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» (проект № 581324-7).

Неужели в России наконец-то будет «зелёный тариф»? Данный закон вносит в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» такое понятие, как «объект микрогенерации», тем самым упрощая возможность установки, подключения к общей сети и продажу электроэнергии частным лицам. Как и было указано в ранних версиях законопроекта, максимальная мощность объектов микрогенерации на территории России не может превышать 15кВт.

Что такое «объект микрогенерации»?

Объектом микрогенерации являются объекты по производству электрической энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании потребителю (частному лицу или организации).

Генераторами могут выступать как мощности ВИЭ (солнечные батареи, ветрогенераторы, приливные/волновые электростанции и т.д.), так и объекты традиционной энергетики (например, дизельные генераторы). А также их комбинации.

Важно: Потребители смогут продавать в общую сеть только излишки электроэнергии, которые остались после собственного потребления.

Технологическое присоединение (подключение) объектов микрогенерации может осуществляться к объектам электрического хозяйства не более 1кВ. Также на сайте Государственной Думы пояснили причины максимально мощности в 15кВт:

Предельная цифра в 15 кВт обусловлена тем, что присоединение небольших объектов генерации к общей сети имеет целью бытовое потребление и не должна угрожать безопасности самих потребителей и энергосистемы в целом. Порядок присоединения таких объектов будет упрощенным, это поможет гражданам обойтись без излишней бюрократии В статью 37 добавили пункт 2, в котором говорится, что реализация потребителями излишков электроэнергии с объектов микрогенерации не является предпринимательской деятельностью. Следовательно, налог на доход физических лиц от такой продажи платить не нужно. Но правки в Налоговый кодекс, инициированные правительством ещё в конце 2018 года, говорят о том, что «микрогенераторов» освободят от уплаты НДФЛ только до 1 января 2029 года.

Самое ужасное напоследок

Хотя гарантирующим поставщикам (тем организациям, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке у больших производителей) и запрещено отказываться покупать электроэнергию у владельцев объектов микрогенерации, они будут это делать по ценам оптового рынка. А покупать электроэнергию потребитель (объект микрогенерации) будет у гарантирующего поставщика по розничным ценам.

То есть, продавая электроэнергию в сеть по 1-1,5 рубля, купить её можно за 5 рублей. Так, за один «приобретённый киловатт*час» придётся отдать 3-5 «сгенерированных». Таким образом, если разделить примерную стоимость, например, сетевой солнечной электростанции от «Хевел» на её суточную выработку, умноженную на цену оптового рынка, получим срок окупаемости в 25 лет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется ответ на претензию

Что сопоставимо со сроком службы солнечных панелей и почти в два раза меньше срока службы сетевого инвертора. Получается, что объекты микрогенерации не выгодно покупать для получения прибыли от продажи электроэнергии, так как «зелёный тариф» — то есть один из двух механизмов стимулирования потребителей, основанный на разнице между стоимостями отданной в сеть и полученной из сети электроэнергии отнюдь не в пользу потребителя.

Также не получится использовать сеть, как огромный аккумулятор — не работает второй механизм стимулирования потребителя: взаимозачёт. В этом случае у потребителя стоит двунаправленный счётчик, считающий отдельно объём отданной в сеть электроэнергии и объём полученной электроэнергии.

В конце месяца подбивается баланс и, если объект сгенерировал электроэнергии больше, чем потребил, владельцу выплачивают разницу (рассчитанную как раз по оптовым ценам рынка). Если же он сгенерировал электроэнергии меньше, чем потребил, оплачивает дельту уже по розничной цене.

Что будет дальше и насколько закон рабочий

Следующим шагом, после принятия Закона Государственной Думой, является направление его для одобрения в Совет Федерации (в двухнедельный срок) и затем на подпись Президенту (также в течение двух недель). Если Президент наложит на него вето, то закон отправляется на доработку обратно в Государственную Думу.

Таким образом, шансы на то, что (в первую очередь) частным лицам получится предоставить удобные условия для развития микрогенерации и тем самым

«способствовать достижению целей, поставленных Президентом России» — Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный

Источник: https://habr.com/post/479836/

Как продавать электроэнергию государству и выгодно ли это

На Западе уже долгое время используется такое умное решение, как продажа электроэнергии, вырабатываемой альтернативными источниками, другим потребителям.

Смысл заключается в том, что любой желающий может установить у себя дома источник альтернативной электроэнергии (ветряк либо солнечные батареи либо солнечную электростанцию), генерировать ее, использовать на собственные нужды, а остаток подавать обратно в сеть, через специальный двунаправленный счетчик электроэнергии.

Проданное электричество выгодно для всех: владелец частной мини-электростанции может немного обогатиться, а государство в свою очередь продвигает так называемую «Зеленую энергетику», популярность которой все больше набирает обороты на сегодняшний день. В этой статье мы разберемся, как продавать электроэнергию государству, можно ли вообще это делать и выгодны ли такие услуги?

Зеленый тариф на электроэнергию

Для начала рассмотрим, что собой представляет зеленый тариф для возобновляемых источников электроэнергию. Этот тариф подразумевает покупку государством электрической энергии у частных лиц, а также коммерческих организаций. Электроэнергия должна быть произведена из возобновляемых источников энергии: солнца, воды, ветра и т.д. За продажу электричества государству частное лицо получает вознаграждение, это и завлекает многих хозяев частных жилых домов.

Дело в том, что на Украине зеленый тариф уже внедрен и активно используется гражданами. А вот Россия только приходит к этому. Итак, остановимся подробнее на данном вопросе.

Украина

Зеленый тариф на Украине разработан до 2030 года. Чем раньше граждане, желающие продать электричество в сеть, введут в эксплуатацию собственную электростанцию, тем больше они будут получать вознаграждение за излишки электроэнергии.

Если в 2015 году за 1 кВт произведенной электроэнергии платили 0,2 евро, то в 2017 стоимость одного киловатта составляет 0,18 евро. В дальнейшем планируется еще большее удешевление ставки: в 2020 году 0,16 евро за 1 кВт, а в 2025 всего 0,14 евро.

Удешевление оплаты конечно же увеличивает срок окупаемости частной электростанции.

Стоит отметить, что частным лицам и компаниям, продающим электроэнергию государству, разрешено пользоваться любым иностранным оборудованием. Однако за применение отечественного оборудования существует небольшая доплата — от 5 до 10%, если в электростанции имеется от 30 до 50% украинского оборудования.

Чтобы подключить зеленый тариф на Украине, нужно выполнить ряд действий. Для юридический лиц порядок следующий:

  1. Разработка технико-экономического обоснования (другими словами бизнес-плана).
  2. Регистрация юр.лица и прав на участок земли, где будет установлена электростанция.
  3. Подготовка проектной документации.
  4. Заключение договора о присоединении к электрическим сетям.
  5. Подключение юр.лица к сети.
  6. Получение сертификата ГАСКа или же декларации о готовности объекта к вводу в эксплуатацию.
  7. Утверждение зеленого тарифа на продажу электроэнергии.
  8. Подписание договора купли-продажи электрической энергии.

Для частных лиц (населения) порядок внедрения зеленого тарифа более простой. Достаточно выполнить следующие действия:

  1. Приобрести и установить оборудование на участке (ветряк либо солнечные панели).
  2. Предъявить представителям Облэнерго схему подключения и уведомительное письмо, согласовать схему.
  3. Получить специальный счет на оплату услуг Облэнерго.
  4. После оплаты дождаться ввода узла в эксплуатацию. Ввод осуществляется в течении 5 рабочих дней.
  5. Заключить договор купли-продажи электрической энергии.

Подробнее об оформлении зеленого тарифа на Украине рассказывается в видео:

Россия

В РФ о зеленом тарифе говорят достаточно давно, но в силу закон еще не вступил, хотя Правила уже утверждены, а проекты Постановлений подготовлены. В Государственную Думу данный закон должен быть предоставлен на рассмотрение в начале 2018 года.

Однако уже известно следующее:

  1. Продажа электроэнергии государству в России будет доступна объектам, мощность которых не больше 15 кВт.
  2. В многоквартирных домах продавать электричество в сеть не представляется возможным.
  3. Покупать излишки электрической энергии обязан Энергосбыт.
  4. Стоимость тарифа должна быть выше оптовых цен на данный вид электроэнергии.
  5. Доход от продажи электричества государству не должен облагаться налогами.

Выглядит все достаточно неплохо, посмотрим что будет в реальности. Порядок подключения зеленого тарифа в РФ еще не оглашен, как будет известен мы обязательно добавим информацию на наш сайт Сам Электрик.

Выгодно ли продавать электричество

Учитывая тот факт, что стоимость солнечных электростанций и ветряков достаточно высокая и при этом продавать вы будете не всю электроэнергию, а только остаточную, возникает вопрос о целесообразности продажи электричества государству.

Лучше всего определить окупаемость проекта, составив бизнес-план. Если вы решите продавать электроэнергию в сеть и соответственно тратить достаточно большие суммы на покупку оборудования, рекомендуем воспользоваться услугами специалиста, чтобы он все просчитал.

Из оборудования вам понадобится как минимум сам ветряк (либо солнечные панели), сетевой инвертор, контроллер и двунаправленный электросчетчик.

Аккумулятор требуется для случая, когда электроэнергия не передается в сеть в момент выработки, а накапливается в месте установки альтернативного источника.

Как правило, срок службы оборудования составляет больше 20 лет. В то же время окупаемость оборудования, исходя из отзывов украинцев, составляет около 10 лет, все зависит от тарифа, самого оборудования и объема проданной электроэнергии.

Итого примерно через 10 лет продажа электричества государству будет приносить доход и полностью окупится. Если вам интересная такая идея, можете попробовать. Более 60-ти стран уже активно внедряют зеленый тариф для владельцев альтернативных источников.

В некоторых странах, например Германии, владельцы альтернативных источников облагаются налогом, который государство направляет на развитие альтернативной энергетики, что сдерживает ее повсеместное внедрение, так как увеличивает финансовые расходы для владельцев.

Напоследок рекомендуем просмотреть видео, на которых рассказывается, как заработать на солнечных батареях, продавая электрическую энергию:

Теперь вы знаете, как осуществляется продажа электричества государству в Украине. Что касается России, надеемся, в ближайшее время для населения появится такая возможность и мы сможем понять, насколько выгодно будет продавать электричество в сеть.

Будет полезно прочитать:

Источник: https://samelectrik.ru/kak-prodavat-elektroenergiyu-gosudarstvu.html

Поставщики электроэнергии — игроки и посредники на рынке электроэнергии

Все поставщики электроэнергии в России делятся на 3 категории:

В свою очередь сбытовые организации делятся на

  • гарантирующих поставщиков и
  • энергосбытовые организации.

Также встречаются понятия энергоснабжающая организация и ресурсоснабжающая организация.

Далее мы более подробно посмотрим чем все эти поставщики электроэнергии отличаются друг от друга и зачем они вообще нужны.

Зачем вообще нужны все эти посредники на рынке электроэнергии?

У покупателей возникает логичный вопрос — зачем вообще нужны посредники на рынке электроэнергии?

Почему покупатель не может на прямую покупать у производителя, снизив тем самым стоимость электроэнергии для себя?

Ответ простой: борьба с монополиями.

Поставщики электроэнергии разделены таким образом, что бы ни у кого из них не возникла возможность создать монополию и начать диктовать свои цены.

Давайте посмотрим как это работает:

Генерирующие компании

Итак, генерирующие компании производят электроэнергию и продают ее на оптом рынке по рыночной цене.

Оптовый рынок электроэнергии

Цена на оптовом рынке электроэнергии регулируется спросом и предложением.

Энергосбытовые организации

Независимые энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики покупают электроэнергию на оптовом рынке.

Сетевые организации

Сетевые организации занимаются доставкой электроэнергии до потребителей.

Потребители электроэнергии

Потребители электроэнергии покупают электроэнергию у гарантирующих поставщиков или независимых энергосбытовых организаций.

Электроэнергия поступает к потребителям по сетям сетевых организаций.

В соответствии с ФЗ-36 от 26.03.2003 «Об особенностях функционирования электроэнергетики»:

  • Генерирующие компании формитуют предложение электроэнергии — они обязаны продавать электроэнергию по рыночным ценам на оптовом рынке электроэнергии.
  • Гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании формируют спрос — они обязаны покупают электроэнергию на оптовом рынке по рыночным ценам.
  • Сетевые организации обеспечивают доставку электроэнергии до потребителей. Покупать или продавать электроэнергию на оптовом рынке им запрещено.
  • Совмещать деятельность по покупке, продаже и передаче электроэнергии запрещено.

Как вы видите, поставщики электроэнергии разделены таким образом, что бы ни у кого из них не появилась возможность начать контролировать розничный рынок электроэнергии.

Разделение поставщиков электроэнергии на три категории это единственная возможность защитить рынок электроэнергии от монополизации.

Более детальную информацию по этой теме вы найдете в нашей статье про работу рынка электроэнергии в России.

Далее, мы рассмотрим каждого игрока на рынке электроэнергии, зачем они нужы, какие у них функции и обязаности.

Гарантирующий поставщик (гарантированный поставщик)

Гарантирующий поставщик это продавец электроэнергии, который

  • занимает полу-монопольное положение в отдельном регионе, области, городе или районе,
  • имеет практически эксклюзивное право продавать электроэнергию населению,
  • имеет практически эксклюзивное право продавать электроэнергию всем небольшим и средним юридическим лицам и предприятиям,
  • на своей подконтрольной территории, обязан заключить договор на продажу электроэнергии с каждым покупателем, который к нему обратился,
  • назначается органом исполнительной власти (государством),
  • тарифы и цены, по которым гарантированный поставщик продает электроэнергию, регулируются государством.

Деятельность и понятие гарантирующего поставщика детально описаны в ФЗ №35 «Об электроэнергетике» от 26.03.2003.

В общем, гарантирующий поставщик, это организация, которая практически полностью контролирует продажи электроэнергии в определенном географическом регионе.

Гарантирующий поставщик покупает электроэнергию на оптовом рынке, добавляет свою сбытовую надбавку и перепродает электроэнергию населению и юридическим лицам.

Сбытовая надбавка, которую гарантированный поставщик накручивает сверху, ежегодно устанавливаются службой по тарифам вашего региона.

Для населения гарантирующий поставщик продает электроэнергию по льготной цене установленной государством.

Для юридических лиц, гарантирующий поставщик продает электроэнергию по одной из шести ценовых категорий.

Система розничного рынка электроэнергии выстроена так, что для населения — гарантирующий поставщик — это практически монополист.

В теории население может сменить поставщика электроэнергии, но на практике сделать это сложно и происходит очень редко.

Для предприятий и юридических лиц — гарантирующий поставщик — это «полу-монополист», так как у больших предприятий и организаций есть возможность выйти на оптовый рынок электроэнергии или перейти на обслуживание к энергосбытовой организации.

Необходимо подчеркнуть, что уйти от гарантирующего поставщика могут себе позволить только большие организации, у которых потребление несколько тысяч МВт в год и больше.

Все малые и средние юр лица практически привязаны к гарантирующему поставщику.

Гарантирующий поставщик назначается государством по результатам конкурса.

Региональные власти проводят конкурс на выбор гарантирующего поставщика на вашей территории один раз в три года.

Главным критерием на право стать гарантирующим поставщиком — это выручка от продажи электроэнергии.

А у кого самая высокая выручка от продажи электроэнергии в вашем регионе?

— У действующего гарантированного поставщика.

Отсюда не сложно догадаться, что действующий гарантирующий поставщик практически всегда выигрывает конкурс и вновь становится гарантирующим поставщиком.

Единственная ситуация, когда в вашем регионе может сменится гарантирующий поставщик, происходит когда

  • действующий гарантирующий поставщик влазит в долги,
  • не платит сетевым организациям,
  • плохо собирает долги у своих покупателей,
  • теряет право покупать электроэнергию на оптовом рынке.

В общем, когда юридическое лицо — гарантирующий поставщик начинает разваливаться, региональные власти проводят внеочередной конкурс и назначают нового гарантирующего поставщика.

Других реальных вариантов смены гарантирующего поставщика практически не существуют.

Теперь давайте посмотрим каким образом большие организации и предприятия могут сократить свои затраты на электроэнергию, уйти от гарантированного поставщика и начать покупать электроэнергию у других продавцов по более выгодным ценам.

Посмотреть на перечень организаций, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, можно во по этой ссылке.

Подводя итог, гарантирующий поставщик это продавец электроэнергии в вашем регионе по умолчанию.

Основные особенности генерирующего поставщика:

  • обязан работать со всем потребителями, которые к нему обратятся,
  • ценовые категории генерирующего поставщика установлены государством,
  • сбытовая надбавка (заработок генерирующего поставщика), устанавливается региональной службой по тарифам,
  • предлагает стандартные цены и условия работы.

Назависимые поставщики электроэнергии — энергосбытовые организации (ЭСО)

Независимая энергосбытовая организация это коммерческая организация, которая занимается перепродажей электроэнергии.

Как правило, энергосбытовая организация покупает электроэнергию на оптовом рынке и перепродает ее по свободной цене на розничном рынке.

Цены энеросбытовой организации не регулируются государством, поэтому, энергосбытовая организация может оптимизировать свою деятельность и предложить покупателям стоимость электроэнергии, которая ниже чем у гарантирующего поставщика.

Казалось бы, если тарифы у энергосбытовой организации ниже, чем у гарантирующего поставщика, все юридические лица будут переходить от гарантирующих поставщиков к энергособытовым организациям.

Но, не тут то было.

Для того, что бы перейти к энергосбытовой организации, потребитель должен

  • быть присоединен к сети через группу точек поставки мощностью не менее 750 кВА и
  • установить у себя коммерческую систему учета электроэнергии АИИС КУЭ, которая соответствует требованиям оптового рынка электроэнергии.

Стоимость установки АИИС КУЭ начинается от 2х-2,5 миллионов рублей.

Эти 2,5 миллиона рублей, которые необходимо потратить на установку системы коммерческого учета АИИС КУЭ, и являются основным барьером для ухода от гарантирующего поставщика.

Тем не менее, для организаций с высоким потреблением электроэнергии, установка системы учета АИИС КУЭ может окупиться достаточно быстро — за один — два года, а то и быстрей.

Срок окупаемости будет зависеть от объема потребления электроэнергии и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, которая установлена для вашего региона.

Чем выше объем потребления и чем выше сбытовая надбавка — тем быстрей может окупиться переход к энергосбытовой компании.

Источник: https://energo-audit.com/postavshchiki-elektroenergii

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр юридической помощи